Радонеж

Это одно из памятных мест Подмосковья. В его владельческой судьбе XIV-XVI вв. как в зеркале отразилось своеобразие исторического развития Северо-Восточной Руси этого периода. С Радонежем и радонежской землей связаны такие события, как появление первых подмосковных монастырей, от которых ведет свое начало северное пустынножительное иночество; как заключение Деулинского перемирия 1618 г., принесшее Московскому государству долгожданный покой; как конец "хованщины" 1682 г., этого наиболее яркого проявления династического кризиса конца XVII в. Отдельные страницы истории Радонежа отмечены расположенными на его территории памятниками. За селом виднеются земляные валы крепости начала XV в. На окраине села сверкает золоченой главой Преображенская церковь первой половины XIX в. Рядом с храмом возвышается памятник преподобному Сергию Радонежскому конца XX в.

Село Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой «Абрамцево» Северной железной дороги. Географически Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Село со всех сторон окружают небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берез и ольхи. В отдельных местах встречаются группы сосен, края оврагов обрамляет черемуха. К северу от села растет несколько десятков дубов. В прошлом они вместе с липой составляли основу подмосковных лесов.

Из девяти вековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок.

Село Радонежское

Радонеж был основан, предположительно, в XI в. расселявшимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Поселения с названием Радонеж существовали в прошлом в Смоленской земле, в верховьях р. Оки (на стыке современных Курской и Орловской областей) и в среднем течении р. Киржач (Владимирская область). Славянами на территории Сергиево-Посадского района были основаны также Хотьково (название происходит от личного имени Хотонег или Хотобуг) на р. Паже, выше Радонежа, и Веленеж (от личного имени Веленег) на рч. Козелке, левом притоке р. Торгоши. Название последней также происходит, предположительно, от славянского имени Утрогость (Утрогость-Уторгош-Торгоша).

Около середины XII в. Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. — в состав великого княжества Владимирского.

После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гт. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже. Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище Белые Боги, в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.

Пребывание баскаков в Радонеже было вызвано тем, что рядом с ним проходила Переславская дорога. На основе анализа документов и натурных обследований местности удалось локализовать часть этой одной из древних дорог Северо-Восточной Руси на пространстве между реками Клязьмой и Дубной. Согласно современной топонимике дорога от с. Звягина Пушкинского района Московской области, лежащего между Клязьмой и ее притоком Учей, доходила до д. Талицы и далее шла до с. Рахманова примерно в том же направлении, в котором идет так называемое Старое Ярославское шоссе. Затем она шла на север до д. Новоселки Сергиево-Посадского района, здесь пересекала р. Ворю, сворачивала на восток и, оставляя с запада Радонеж, пересекала р. Пажу. Далее, миновав Радонеж, дорога вновь шла на север, проходила между деревнями Рязанцы и Морозове и через восточную окраину пос. Семхоз выходила к с. Благовещенскому. Отсюда она между селами Деулино и Бужаниново уходила к истокам Дубны.

Во второй четверти XIV в. Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники. Теперь они занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова. Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности наместников входило также привлечение людей на подведомственную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, прельщенный этими льготами, в 1332 г. в радонежскую «весь» переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл. Епифаний Премудрый писал о последнем: «Этот... раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность». Вероятно, боярин и его жена Мария основали во второй половине 1330-х годов на Хотькове первый в истории Подмосковья пустынножительский Покровский монастырь.

После их смерти, наступившей, предположительно, в 1342 г., их второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со своим старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на рч. Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья «...сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили и отвели место для церкви небольшой, и срубили ее... освящена была церковь во имя святой Троицы...». Стефан, увидев, «что трудна жизнь в пустыни», вскоре ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, «... изучил все монастырские дела и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам». Только после этого он призвал игумена Митрофана, вероятно, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ», дав ему имя Сергий. Это событие произошло 7 октября 1342 г. Монашеская жизнь преподобного Сергия складывалась из телесных трудов, смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, мистических видений и участия в политической жизни Московского княжества (Г.Федотов).

Особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Подобный монастырь, представлявший собой школу духовного делания, основал позже и Кирилл Белозерский (?-1429), собеседник преподобного. После него сергиевское направление в северном монашестве продолжил Дионисий Глушицкий (?-1437), а вслед за ним — Нил Сорский (?-1508) и Корнелий Комельский (?-1537). Последними представителями этого направления являлись Диодор Юрьегорский (?-1633) и Елизар Анзерский (?-1656).

Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости. Ввиду этого обстоятельства за преподобным Сергием закрепилось прозвище «Радонежский». Волость располагалась между течением р. Вори, ее левым притоком Торшшей и верховьем р. Вели, притока Дубны. К западу от нее находилась волость Бели, ограниченная верхним течением Вори, рч. Подмаш, левым притоком Яхромы, и верховьем рч. Кокотки, одного из правых притоков Вязи. С юга к ней примыкала еще одна московская волость Воря, рубежами которой служили среднее течение одноименной реки и верховья рч. Скалбы, левого притока Учи. К северу и востоку от Радонежской волости находились переславские, а к северо-западу — дмитровские земли, Радонежская волость вошла в состав московских земель не позже времени княжения Ивана Калиты (1325-1340). Первоначально она являлась владением московского князя, а после смерти Ивана Калиты свыше ста лет входила в состав различных уделов. Ее переход от одного владельца к другому был связан с особенностью исторического развития Северо-Восточной Руси. Московские князья, подобно остальным Рюриковичам, смотрели на доставшиеся им по наследству или приобретенные ими каким-либо образом земли как на свое родовое владение. Начиная с Ивана Калиты, они делили между наследниками не только личное имущество, но и территорию княжества. Выделенные отдельным мужским представителям рода земли из доли родового имущества (удела) затем превращались в собственность их наследников и начинали делиться уже между ними. Женщинам рода земли давались в пожизненное пользование, а после их смерти они обычно распределялись между мужчинами семьи или рода.

Ко времени основания Троицкого монастыря Радонежская волость с еще 15-ю волостями входила в состав удела княгини Ульяны. Она получила их согласно завещанию своего мужа великого московского князя Ивана Калиты, умершего в марте 1340 г. Сама вдова-княгиня умерла не позже 1374 г. Две трети ее владений перейти к великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, а одна треть, в которую вошли, в частности, волости Бели и Радонежская, достались двоюродному брату последнего, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Теперь наместники князя, сидевшие в селе Радонежском, управляли двумя смежными волостями.

Владимир Андреевич, вероятно, при объезде своих новых владений познакомился с троицким игуменом и подпал под влияние этой незаурядной личности. Он распорядился выделять впредь монастырю часть из тех съестных припасов, что собирались радонежскими наместниками в качестве натурального налога (подобное распоряжение было сделано в 1506 г. великим князем Василием III относительно Хотьковского Покровского монастыря). Кроме того, он захватил преподобного Сергия на княжеский съезд в Переславль, где тот крестил княжича Юрия, сына Дмитрия Донского. После съезда Владимир Андреевич уговорил старца съездить с ним в Серпухов. «Честный старец Сергии, прииде в Серпухов иулюби место на Высоком и ту заложи церковь своими руками Зачатье святыя Анны, егда зачат святую Богородицю и устрой монастырь». В 1380 году он, по преданию, благословил Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича на Куликовскую битву. Таким образом, благодаря удельному серпуховскому князю преподобный Сергий Радонежский оказался вовлеченным в политическую жизнь Северо-Восточной Руси.

Городок Радонеж

Серпуховский князь умер в мае 1410 г. Свои владения он разделил между пятью сыновьями и женой. Его четвертому сыну Андрею достались «Радонеж с тамгою и с мыты. Бели, Черноголовль... с селы и с бортью... и со всеми пошлинами, Яковля слободка, Кишкина слободка, Тухачев». Кроме того, ему и его брату Василию был выделен в совместное владение город Углич со станами.

Вероятно, при Андрее Владимировиче в селе Радонежском появился свой кремль, иначе говоря, крепость, и оно с тех пор стало упоминаться в документах как городок. Для устройства укрепления была использована площадка в излучине Пажи. На расстоянии примерно 10 м от ее края по всему периметру была сделана песчаная насыпь, основание которой равнялось 5 м, а высота — 3 м. Затем насыпь была обложена дерном. На ее вершине поставили деревянные стены. С северо-восточной напольной стороны площадки вырыли ров, сузивший проход в крепость до трех метров. Местоположение радонежской крепости на далеко выдающейся в сторону речной долины части подошвы холма свидетельствует, в частности, о том, что она использовалась прежде всего как убежище.

О князе Андрее Радонежском известно, что он был женат на дочери московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожа. В январе 1414 г. он вместе с братом Василием участвовал в походе своего троюродного брата князя Юрия Дмитриевича Звенигородского против нижегородского князя Данилы Борисовича. В июле 1422 г. при участии Андрея Владимировича и Юрия Дмитриевича была проведена местная канонизация преподобного Сергия Радонежского. Вероятно, на их средства в монастыре был выстроен белокаменный Троицкий собор, для которого Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу».

Князь Андрей Радонежский умер, как и его братья, в мор 1426-1427 гг. Земли Владимира Андреевича Серпуховского, потерявшие владельцев, перешли к Василию Ярославичу, его внуку от третьего сына. Почти все время княжения Василия Ярославича пришлось на династическую войну 1425-1453 гг.

Эта война шла между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыновьями последнего Дмитрием Косым и Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. В это время его тогдашние противники, князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, с помощью заговорщиков спокойно вошли в Москву, захватили мать и жену Василия II, разграбили его казну и дома его сторонников. На поимку самого Василия II в монастырь отправился Иван Андреевич Можайский. Некий Бунко предупредил великого князя, что ему грозит опасность попасть в руки своих врагов. Василий II ему не поверил и, оставаясь в монастыре, лишь приказал выставить сторожевой заслон на Переславской дороге. Великокняжеская стража расположилась на высокой горе близ монастыря, где в настоящее время проходит восточная окраина пос. Семхоз. Ивану Можайскому стало известно о заслоне, и он пошел на хитрость. Князь приказал раздобыть сани, спрятал в них по паре воинов, а еще одному под видом возницы велел идти рядом с санями. Проявившая беспечность стража Василия II была без особых усилий обезоружена людьми можайского князя. Василий II был схвачен, отвезен на санях в Москву и ослеплен. Затем его отправили в Углич, который он получил во владение на правах удельного князя. В этой войне, закончившейся в 1453 г. победой Василия II, князь Василий Ярославич неизменно оставался верен великому князю. Тем не менее, когда в 1456 г. между ним и Троицким монастырем вспыхнул конфликт, Василий II приказал схватить серпуховского князя и бросить его в тюрьму. Василий Ярославич умер зимой 1483 г., пробыв в заточении около 27 лет. Его владения сразу же после ареста Василий II присоединил к своим землям. Таким образом, с 1456 г. Радонеж с подчиненными ему волостями вновь, и теперь уже навсегда, стал принадлежать великим московским князьям.

При Василии II Московское княжество из родовой вотчины Даниловичей превратилось в вотчину великокняжеской семьи. Его сын Иван III стремился, в свою очередь, превратить княжество в вотчину одного великого князя. Василий II присоединил к своим владениям земли двоюродных братьев. Иван III же стал присоединять земли родных братьев. В 1472 г. умер бездетный князь Юрий Васильевич Дмитровский. Иван III, вопреки обычному праву, не стал выделять из этого вымороченного удела каких-либо частей своим братьям, а весь его объявил своей личной собственностью. Возможно, в целях лучшего управления своих расширившихся владений, он решил создать из волостей Радонежская и Бели, входивших в состав княжества Василия Ярославича, и волостей Воря и Корзенев, входивших в состав удела Юрия Дмитревского, новую территориальную единицу — Радонежский уезд. Земли нового уезда, возникшего не позже 1473 г., располагались по обоим берегам верхнего и среднего течения р. Вори. Городок Радонеж был связан сетью дорог не только с Москвой, Переславлем и Дмитровым, но и с центрами соседних волостей и станов, а также всех крупных поселений уезда. Тем не менее в силу неизвестных причин он не стал торгово-ремесленным центром уезда. Не помогло даже то, что 25 сентября 1492 г. «на Сергиеву память князь великий торг перевел от Троицы на городок в Радонеж». Ремесленники городка, судя по материалам археологических раскопок, обслуживали в основном наместников с их помощниками и слугами и горожан. В 1530-е годы в Радонеже была устроена ямская станция. С нее для правительственных чиновников представлялись лошади и подводы для проезда до подобных станций, располагавшихся на реках Уче и Дубне. В конце XVI в. на городецком яме служило 40 ямщиков.

В течение XV-XVI вв. все некогда свободные земли уезда оказались в чьей- либо собственности. В середине XVI в. около 45 /о земель находилось во владении Троице-Сергиева монастыря, около 38% принадлежало светским лицам около 5% — нескольким московским и подмосковным монастырям, примерно 1% — царскому дому и около 1% числилось за городком. Земли последнего простирались по обоим берегам рч. Пажи. Северная граница от р. Вори, дойдя до Пажи, пересекала последнюю и шла вверх по безымянному оврагу. Дойдя до его начала, она сворачивала на дорожку, связывавшую городок с троицкой д. Морозове, и по дорожке спускалась к рч. Подмаш, левому притоку Пажи. Затем она шла вверх по Подмашу до Фоминского оврага. Восточная граница шла вверх по Фоминскому оврагу, с его истока она переходила на верховье Олешковского оврага. Южная граница с Олешковского оврага переходила на Могилицкий овраг, спускалась по нему до большого Городецкого оврага и по последнему доходила до р. Пажи, с которой переходила на Ворю. Западная граница шла вверх по Воре от земель дворцовой д. Голыгино до земель частного сельца Арханова.

Наиболее крупные пограничные овраги использовались радонежцами в хозяйственных целях. При их натурном обследовании были обнаружены частично размытые земляные плотины. При помощи последних овраги были превращены в пруды. В верховье оврага, впадающего с востока в Пажу, сохранилась плотина (длина — 16 м, ширина в основании — 9 м, высота — 1,5 м), через которую проходила дорожка Радонеж-Морозово. Плотина перегораживает среднюю часть Фоминского оврага (длина — 26 м, ширина в основании — 8 м, высота — 2 м). Небольшая плотина перегораживает верхнюю часть Олешковского оврага (длина — 17 м, ширина в основании — 4 м, высота — 70 см). Из двух плотин Могилицкого оврага сохранилась та, что была насыпана в его средней части (длина — 60 м, ширина в основании — 10 м, высота — 2,5 м). Самая мощная плотина была устроена в большом Гоооденком овоаге (длина — 30 м. ширина в основании — 12 м. высота — 2 м).

По этой плотине проходила дорога Радонеж — Воздвиженское. На высоком левом берегу Пажи, у подножия крепости и в 0,5 км от нее, были насыпаны две прудовые плотины. Один конец этих плотин уходит в реку примерно на одну треть ее ширины. Плотины замедляли течение водного потока, тем самым приподнимая его уровень выше края низкого правого берега. Благодаря этому нехитрому приему часть речной долины в двух местах была превращена в большие мелкие пруды. Согласно археологическим исследованиям сам городок занимал территорию чуть больше той, на которой располагается современное село. Дома радонежцев стояли в несколько рядов на расстоянии 10-15 м друг от друга. На юго-западной окраине городка возвышалась деревянная церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, около которой было устроено кладбище.

Церковь просуществовала до середины XVII в., а затем из-за ветхости была разобрана. От нее сохранились царские врата, украшенные наложенным резным орнаментом. В основе последнего плетенка в виде сдвоенного стебля с завитками.

Неудачная Ливонская война 1558-1583 гг. и опричнина 1565-1572 гг. привели к хозяйственному разорению центра Московского государства. В Радонежском уезде запустели подавляющее большинство светских поместий и вотчин, некоторые монастырские и царские владения, а также и сам городок. Его основными жителями стали ямщики. Ярмарка вновь переместилась в троицкое с. Клементьево. Радонеж, чье становление и развитие было связано с первой московской династией, угасал вместе с этой династией.

Село Городок

В начале XVII в. Московское государство вступило в полосу внутренних раздоров, в которые вмешались Речь Посполитая и Швеция. В ходе событий первого десятилетия XVII в. вместе с центральной частью государства были полностью разорены Радонеж и его окрестности. Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине XVI в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II. С сентября 1608 г. по январь 1610 г. его защитники отбили несколько штурмов, совершили бесчисленное количество крупных и мелких вылазок, выдержали месячный обстрел из артиллерийских орудий и полугодовое моровое поветрие. В феврале 1613 г. на пустующий московский престол был избран Михаил Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного. В государстве стали медленно стихать внутренние раздоры, но продолжалась борьба со Швецией и Речью Посполитой.

В ноябре 1616 г. Михаил Федорович велел «даты в дом святые живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию в вотчину» так и не возродившийся городок Радонеж и 12 пустошей, которые ранее были приписаны к городецкому яму. В декабре этого же года монастырские власти обратились к царю с просьбой пожаловать им повалушу с его двора в соседнем селе Воздвиженском, потому что «на городок храм поставить и монастырский двор устроить нечем». Повалуша (большая неотапливаемая башня) была переделана в шатровую церковь, посвященную празднику Преображения Господня (празднуется 6/19 августа). В пристроенной к ней трапезной имелись приделы «государева ангела Михаила Малеина и Сергия Радонежского».

Весной 1617 г. начался поход на Москву польского королевича Владислава, который в 1610 г. сначала тушинскими, а затем московскими боярами был приглашен на царский трон. После неудачного штурма Москвы в ночь на 1 октября 1618 г. королевич двинулся по Переславской дороге дальше в глубь страны. Возможно, он предполагал захватить Троице-Сергиев монастырь и на основе этого успеха получить от сейма деньги на продолжение войны. Монастырь к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями, поэтому Владислав, уяснив сложившуюся ситуацию и памятуя о результатах его предыдущей осады, решил больше не испытывать судьбу. Он отошел дальше по дороге к д. Рогачево и приступил к переговорам. Они проходили в д. Деулино, куда троицкие власти отпустили «...с послы Радонежского городка священника Симеона с честным животворящим крестом, златом и бисером, и камением драгим украшен... и с налоем, украшенным, и блюдом серебряным». 1 декабря был принят окончательно текст договора. Грамоты уложили на блюдо, поверх них положили крест. Послы поочередно подходили к аналою и целовали крест. Затем каждая из сторон подписала грамоты и повесила печати. После этого послы торжественно обменялись текстами договора. В Московском государстве наступил долгожданный мир. Так, волею случая радонежский священник стал участником перемирия, положившего конец польско-литовской интервенции. С наступлением мирных дней троицкие власти довольно быстро сумели заселить новую вотчину путем предоставления льгот и выдачи ссуд тем крестьянам, которые соглашались переселиться в Радонеж. К середине 1620-х годов в селе Городок Радонежский числилось 10 крестьянских и 13 бобыльских дворов, а также двор монастырский, в котором жили «монахи для надзирания монастырской пахоты», и двор воловий. На церковной земле стояли дворы попа, пономаря, 4 кельи нищих. К Преображенской церкви была пристроена колокольница. На погосте еще стояла недействующая церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Территория погоста, которая не была занята кладбищем, сдавалась в оброк, и ее использовали в качестве пахотного поля местные крестьяне.

На кладбище Афанасовского погоста в конце XVII в. были погребены несчастные князья Хованские. В 1680-е годы между членами семьи покойного царя Алексея Михайловича вспыхнула борьба за власть. Этой кремлевской схваткой решил воспользоваться тогдашний глава Стрелецкого приказа престарелый князь Иван Андреевич Хованский. Но не успел он подготовить заговор, как цари получили донос на него. Все царское семейство под видом богомольного похода двинулось к Троице-Сершеву монастырю. Князь И.А.Хованский был вызван в с. Воздвиженское под предлогом встречи украинского гетмана Ивана Самойловича.

На пути в село он был схвачен вместе со старшим сыном Андреем Ивановичем. В Воздвиженском думный дьяк Федор Шакловитый зачитал им про их вины. «И за их измену указали великие государи казнить смертью, и, ответши их, головы отсекли, и погребать их у церкви не указали». Согласно Мазуринскому летописцу «тела их велели схоронить на Городце».

До 1764 г. крестьяне с. Городок использовались троицкими властями на монастырской пашне и скотном дворе. В 1764 г. в связи с секуляризацией церковных земель село перешло в разряд казенных. В 1836-1842 гг. в нем на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского в трапезной. Здание имеет традиционную для приходских церквей XVII-XX вв. трехчастную продольно-осевую композицию. Ее основу составляет бесстолпный односветный четверик храма, завершенный восьмиоконной ротондой. Над ротондой возвышается небольшой барабан с восьмигранной чашей и крестом. С востока к храму примыкает полуциркульная в плане абсида, а с северной и южной сторон — четырехколонные портики дорического ордера. С запада к храму пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная колокольня, завершенная шпилем с небольшим крестом. Абсида храма и трапезная украшены квадровым рустом. Первый и второй четверики колокольни декорированы плоскими спаренными пилястрами, завершенными в первом четверике триглифо-метопным фризом, а во втором — треугольным фронтоном. Цилиндрический ярус звона, как и в четвериках, прорезают четыре арочных проема. Во всех ярусах простенки между ними обработаны спаренными пилястрами. Алтарную часть храма закрывает пятиярусный иконостас, а юго-восточный угол трапезной, где располагается придел преподобного Сергия Радонежского, двухъярусный иконостас. Иконы в них написаны местными мастерами во второй половине XIX в. Фрагментарно сохранившаяся стенная роспись относится к 1870-м годам. В 1855 г. вокруг церкви была воздвигнута кирпичная ограда с металлической решеткой и круглыми башенками по углам. В 1860-е годы стоявшая отдельно колокольня была соединена с трапезной узким переходом.

В 1870-е годы в селе стала действовать земская начальная школа. В конце XIX в. в селе насчитывалось 55 дворов. Крестьяне села, как и все в округе, сеяли рожь, овес, горох, сажали картофель. В связи с нехваткой земли и ее малым плодородием многие из них уходили в прислуги, занимались ткацким и столярным промыслами, работали фольговщиками на ближайших предприятиях. В начале XX в. земские власти разрешили использовать под кладбище городище, которое до этого отдавалось то под пахотное поле, то под выгон.

С первой четверти XIX в. село Городок стало привлекать внимание историков, археологов, любителей старины. В 1821 г. его посетил польский исследователь древностей славянских народов З.Д.Ходаковский. В своем «Донесении о первых успехах путешествия в России» он отметил наличие городища в селе и поля под названием Белые Боги рядом с поселением. Профессор Московского университета И.М.Снегирев в ряде своих путеводителей 1840-1850-х годов, посвященных Троице-Сергиевой лавре и Троицкой дороге, впервые познакомил широкий круг читателей с историей поселения и его памятниками. В XX в. большое внимание Радонежу было уделено археологами. Благодаря усилиям Ю.Г.Гендуне, ТШ.Милонова, С.3.Чернова, В.И.Вишневского и А.Е.Бушуева удалось выявить дославянскую историю поселения, уточнить его топографию, собрать значительный материал, относящийся к хозяйственной деятельности и быту радонежцев.

В 1960-1980-е годы государственными органами был принят ряд решений, направленных на сохранение памятников Радонежа и его исторического ландшафта. В 1960 г. на государственную охрану как памятник археологии республиканского значения было поставлено городище, а в 1974 г. как памятник архитектуры республиканского значения — Преображенская церковь. В 1986 г. Мособлисполкомом было принято решение об установлении зон охраны городка Радонежа. Проект этих зон был разработан научными сотрудниками треста «Мособлстройреставрация» А.И.Семеновой, Т.В.Бугаевой и С.З.Черновым (Смотрите иллюстрацию. Чтобы увеличить, кликните её). Северная граница зон охраны начинается близ платформы «Абрамцево», проходит южнее г. Хотьково и между городом и пос. Семхоз сворачивает на юго-восток, а затем через лес выходит к Ярославскому шоссе севернее д. Рязанцы. Восточная граница спускается от Ярославского шоссе на юг к западу от деревень Киримово, Шелково и Лычово и доходит до д. Барково Пушкинского района. Южная граница идет от Барково на запад и севернее с. Рахманова выходит крч. Сумери. Западная граница идет от Сумери на север и близ д. Антипино Сергиево-Посадского района сворачивает на северо-запад к железнодорожному полотну, далее она идет вдоль полотна за платформу «Абрамцево». Таким образом, зона охраны располагается в юго-западной части Сергиево-Посадского и 2/4 северо-восточной части соседнего Пушкинского района Московской области.

29 мая 1988 г. к юго-западу от Преображенской церкви села был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев). И.М.Снегирев в одной из статей, посвященных Радонежу, писал: «Здесь нельзя не благоветь к месту, освященному бытноснию святыни храмов и пребыванием Преподобного основателя Дома Святой Троицы и осеняемому невидимым присутствием Ангелов — их блюстителей. Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожему богомольцу следы великого подвижника, отчизнолюбца, споспешника русскому оружию, миротворца и чудотворца. Да не будет место свято пустым!» 133 года спустя его призыв был услышан. Основанием памятного знака служит овальный полутораметровой высоты холм. На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия». В октябре 1989 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж.

При подготовке к 700 летию рождения Преподобного Сергия, происходила реставрация подворья, в том числе, была построена обливная купель для инвалидов, детей и старых людей.

Сия часовня привезена из Греции, близ г. Салоники, собрана братьями Кудашкиными лично в течение 3 часов приблизительно, освещена 17.02.2013 год от Р.Х. В самой часовне находится крест с могилы блаженной Матроны Московской.

Источники

1. Созерцание краткое Сильвестра Медведева // Чтения Общества истории и древностей Российских. 1894 г. Книга 4. М., 1894.
2. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950.
3. Полное собрание Российских летописей. М., 1965. Т. 30 Летописец Владимирский.
4. Полное собрание Российскихлетописей. М„ 1966. Т. 31 Мазуринский летописец.
5. Проект зон охраны древнего города Радонежа. Документация для советских и хозяйственных органов и землепользователей. М., 1986.

Литература

1. Донесения о первых успехах путешествия по России Зорияна Долуги-Ходаковского // Русский исторический сборник. М., 1844. Т. 7. С, 6-7.
2. Снегирев И.М. Радонеж — городок-пепелище преподобного Сергия Радонежского // «Русский инвалид». 1855 г. №237, 1 ноября.
3. Снегирев И.М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. М„ 1856.
4. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием в XV в. СПб., 1885.
5. Милонов Н.П. Археологические разведки в г. Радонеже // Историко-археологический сборник. М„ 1948. С. 65-73.
6. Чернов С.З. Исторический ландшафт древнего Радонежа: происхождение и семантика // Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М., 1989. С. 412-438.
7. Георгий Федотов. Святые Древней Руси. М., 1990.
8. И.М.Концевич. Стяжание Духа святого в путях Древней Руси. М., 1993.
9. Вишневский В.И. Древний Радонеж // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. М„ 1995. С. 12-30.
10. Ткаченко В.А. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича «в дом Пресвятые Живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию» на городок Радонеж с пустошами в Московском уезде от 5 ноября 1616 Г. // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. М., 1995. С. 38-49.