Преподобный Сергий идеал иночества

В этом году Россия отмечает 700-летие со дня рождения великого молитвенника и подвижника, одного из самых почитаемых православных святых — преподобного Сергия, игумена Радонежского. Время прихода в мир будущего старца пришлось на трудный период в истории, когда внутреннее разобщение стало причиной внешней зависимости Руси. Над Православием нависла угроза ересей и инославной экспансии. Ответом на вызов междоусобным войнам стало массовое обращение русского народа к христианским ценностям и к аскетическому подвигу.



Гонения отрока и его семьи

Юному отроку Варфоломею пришлось на опыте собственной семьи сполна испытать несовершенство мира, разделенного междоусобицами, интригами и ненавистью.

Жизнь преподобного стала подтверждением той кажущейся парадоксальной истины, согласно которой уход от мира, молитвенное уединение может оказаться спасительным не только для самого пустынника, но и для его близких, для его народа и земного Отечества, в конечном счете преображая и исправляя весь покинутый иноком мир.


Для русского ученичества искренняя молитва отрока Варфоломея, вознаграждена была даром знаний. Для русского монашества подвижнический труд инока Сергия в Радонежской пустыни, вознагражден был Троице -Сергиевой Лаврой. Для русского воинства благословение, данное благоверному князю Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы, ознаменовало победу русского народа.



Это благословение на битву, вместе с небывалым доселе поступком — отправкой на поле брани двух иноков Пересвета и Осляби, придало борьбе с Мамаем характер священной войны и обеспечило Руси конечную победу в противостоянии с Ордой. Однако славным воинским подвигам русских ратников предшествовала огромная духовная работа, совершенная всей Церковью и самим преподобным.

Не случайно Василий Ключевский признал впоследствии, что политическому возрождению страны предшествовало возрождение нравственное.



Благодаря трудам преподобного Сергия Радонежского и его сподвижников в русском обществе особое место занял идеал иночества.

Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи приходили в православные храмы как представители своих местных традиций, но возвращались оттуда сыновьями единого русского народа.



Житие посвятивших себя духовному служению подвижников стало нравственным примером для мирян. Важную роль приобрели ценности нестяжательства, братской любви, бескорыстного труда. Преподобным была возрождена Киево- Печерская традиция общинножительства монахов, и монастырь нового типа (киновия), с общим имуществом, коллективным трудом и игуменским единоначалием, стал неотмирным образцом земного общественного устройства. Движение от разобщенности к единению пронизало все сферы русской жизни, включая государственную политику. Распространение единого нравственного и общественного идеала, принятие универсальной православной культуры, утверждение единой нормы письменного церковнославянского языка привело к формированию общерусской национальной идентичности. Перефразируя известное выражение Льва Гумилева, можно сказать, что суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи приходили в православные храмы как представители своих местных традиций, но возвращались оттуда сыновьями единого русского народа. И сегодня русская идентичность покоится на социальных, языковых, религиозных, государственных принципах, заложенных в эпоху преподобного Серия.



Духовная работа Преподобного

Наряду с огромной духовной работой, радонежский игумен часто оказывал решающее влияние и на ход чисто земных событий. Среди его деяний — замирение враждующих князей, предотвращение церковных нестроений. Неоднократно паломничества преподобного в обособленные от Москвы княжества носили характер дипломатических миссий и приводили к созданию прочного государственного союза русских земель.

Русская Православная Церковь сегодня — это единственный общественный институт, сумевший пережить катаклизм девяностых годов без распада на национальные обломки. Миротворческая, гармонизирующая миссия Церкви распространяется поверх границ.

Во время трагических событий на Украине Православная Церковь оказалась единственной из значимых религиозных общин, не примкнувшей к одному из враждующих лагерей. Она не подстрекала к братоубийственному столкновению, но стремилась примирить враждующих и молилась о жертвах по обе стороны баррикад.

Неудивительно, что те внешние силы, которые желают разделить православные народы, поработить нашу цивилизацию духовно и экономически, испытывают ожесточенную ненависть к Православной Церкви и ее учению. В ответ им мы повторяем слова радонежского подвижника: «Любовью и единением спасемся»! В век агрессии и стяжательства как никогда актуален опыт преподобного, который призывал к общежительному братству людей, к приоритету духовных ценностей над материальными. Эпоха преподобного Сергия Радонежского сыграла важную роль в становлении русского общенационального самосознания. Этот период стал решающим в формировании нравственных и общественно-политических идеалов русского народа, сохраняющихся до сих пор.


Деяния преподобного Сергия не только принадлежат нашему славному прошлому, но укрепляют нас в настоящем и прокладывают дорогу в будущее. Нам видится непреходящее значение общенародного празднования 700-летия со дня рождения великого русского святого.

Источник ВРНС