Мощи иоасафа белгородского

Мощи Иоасафа Белгородского

Тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, гл. 3

Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наша. Кондак святителю Иоасафу Белгородскому, гл. 8 Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, во умилении сердечнем зовем ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Святитель Иоасаф,в миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках, Полтавской губернии в семье полковника. Образование получил в Киевском Братском училище. Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. 8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. 8 ноября 1734 г. был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. 24 июня 1737 г. возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Много сделал для благоустройства обители. 14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара. 2 июня 1748 г. был хиротонисан во епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства св. Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням. В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не видят бо, что творят». Мощи Иоасафа Белгородского Песчанская икона Божией Матери «В образе сем, — сказал владыка сопровождавшему его благочинному, — преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году. Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно – по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения. Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последнии имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе – в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св. Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома. Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: «непрестанно молитеся». Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: «Буди благословен день и час…» Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: «излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить». Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей. 29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени. Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон – вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь. Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя. Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида. 23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа. Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание епископа Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления. По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых. Открытие его мощей было совершено 4(17) сентября 1911 г. Мощи Иоасафа Белгородского  В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма. В 1991 году мощи святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время. Мощи Иоасафа Белгородского Преображенский собор г. Белгород Мощи Иоасафа Белгородского Ковчег с мощами свт. Иоасафа Обретение мощей свт. Иоасафа 4(17) сентября 1911 года Официальное прославление святителя Иоасафа Белгородского состоялось лишь спустя полтора века после его кончины, всего за несколько лет до искалечившей жизнь России революционной катастрофы. Перед началом Русско-японской войны благоверный царь Николай II спускался в склеп святителя Иоасафа и молился у его гроба. Война была для России неудачна, но множество офицеров и солдат, призывавших в минуты страшнейшей опасности имя святого Иоасафа, свидетельствовали о своем чудесном избавлении от смерти. Все больше становилось адресованных Святейшему Синоду прошений от архиереев, благочестивых дворян, духовенства и паствы о прославлении Белгородского архипастыря в лике святых Русской Православной Церкви. Мощи Иоасафа Белгородского Торжества прославления святителя Иоасафа начались в Белгороде 4 сентября 1911 года. Один из очевидцев этого всколыхнувшего всю Православную Русь пиршества веры, Г. Булгаков, вспоминает: Жажда и ревность подвига веры и благочестия во имя святителя Иоасафа особенно ярко выражалась массами паломников во время стояния в очереди у врат и в ограде Белгородского Свято-Троицкого монастыря. Кафедральный храм святителя Иоасафа не может вместить в себя более 500–600 человек. Пещерка святителя может вместить не более 40–50 человек. Мощи Иоасафа Белгородского Мощи Иоасафа Белгородского Пещерка святителя (наше время)  А в преддверии торжеств и в дни торжеств ежедневно прикладывались к мощам святителя Иоасафа по 16–20 тысяч паломников и даже более. Естественно, что паломники могли поклониться мощам святителя не иначе, как соблюдая строгую очередь. Еще задолго, за несколько недель до начала торжеств, установилась эта очередь. Накануне прославления святителя Иоасафа она разрослась до огромнейших размеров и благоговейно, безропотно сохранялась самими паломниками. Они, стоя попарно в монастырской ограде, трижды или четырежды опоясывали непрерывной лентой кафедральный собор святителя Иоасафа. А начало этой ленты выходило за ограду. Она тянулась по улицам почти до самых палаток и бараков. Сутки нужно было стоять в очереди без пищи и отдыха, чтобы припасть с мольбой к мощам святого угодника Божия. А ведь и в очередь попасть было трудно. В очередь допускались паломники крестных ходов дальних, потом ближних и затем уже частные лица. Неизбежный, но какой трудный подвиг. Как легко ослабеть под его бременем. Как легко потерять душевное равновесие. Но у громадного большинства паломников не было на устах ропота неудовольствия. Свой подвиг они несли в дар святителю-подвижнику. За оградой монастыря, по дороге к палаткам, в очереди совершалось с недолгими перерывами «неседальное пение». Передвигалась очередь – передвигался и аналой со святыми иконами, передвигались и священнослужители. Пел стройно народный импровизированный хор. Каждый Крестный ход в очереди вел и нес своих больных. Священники читали молитвы и Святое Евангелие над беснующимися. В ограде монастыря паломники, стоя в очереди, не только не шумели. Но даже не разговаривали громко. Близость святыни и сознание ценности религиозного подвига погружали всех в глубокую благоговейную тишину. Особенно трогательна была картина, развертывавшаяся в монастырской ограде ночью. В синем, темном, далеком небе ярко горят звезды. Ветер тихо шелестит в верхушках высоких деревьев. В окнах пещерки святителя – отблеск огней горящих светильников. Доносятся отголоски священных песнопений. А в ограде, медленно подвигаясь вперед, в глубокой благоговейной тишине идут, едва заметно, паломники. И как отблеск небесных звезд, горят у них в руках свечечки, как горят они в руках верующих в святую Пасхальную ночь. И тихо шепчут уста слова веры, хвалы, пламенной молитвы к угоднику Божию… Чуткий к правде, милосердый к горю людскому, близкий всем, кто понял и оценил высоту христианского жизненного подвига, великий подвижник святитель Иоасаф не отвернулся от собравшихся на его праздник потомков его паствы, детей родной ему Святой Руси. Он был среди них. От мощей святителя Иоасафа в дни торжества особенно обильно изливалась благодать чудесных исцелений, прозрели слепые, заговорили немые от рождения, поднялись с одра расслабленные, избавились от своих мучений бесноватые… Вот как вспоминает об этом событии, чудесно повлиявшем на его жизнь, архимандрит Досифей: “Когда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии, у нас было некое соревнование среди соучеников: кто лучше скажет проповедь. Хорошо говорили, многим слушавшим и нам самим нравилось, а вера настоящая мало у кого была. Все холодно говорили, выхолощенно, хотя и красиво. Учеба многих отвращала от живой веры (в академии латинская схоластика примешивалась к православному учению, внушались отвлеченные знания вместо опыта общения с Богом). И как характерно, что, когда предложили направить преподавателя на торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа, — все отказались, — зачем, мол, ехать смотреть на темный народ, жаждущий чуда, — какие могут быть чудеса в наше время? Бросили жребий! — Пришлось ехать мне. Ехал с неохотой — выполнял послушание. Приехал — и зашевелилось что-то внутри — такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всех концов России съехались больные, калеки — столько страданий и боли — трудно смотреть. И еще — такой общий настрой, ожидание чего-то чудесного поневоле передавалось и мне, несмотря на мое скептическое отношение к происходящему. Наконец, прибыл император со своей семьей, и было назначено торжество. Я стоял на торжествах уже с глубоким волнением, не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек — лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особенное мое внимание обратил один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания: все части тела срослись — какой-то клубок мяса и костей на земле. Я ждал: что же сможет получить этот человек? Можно ли ему чем помочь? И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее — и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гробница с мощами святителя поравнялась с ним, он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему все, просил записать… В Петербург я вернулся другим человеком — верующим”.  Мощи Иоасафа Белгородского Святителю отче  Иоасафе, моли Бога о нас.

Читайте также:  Молитва богородице "милосердия двери отверзи нам"

По материалам сайтов: http://azbyka.ru; http://zaozernaya.ru

Возврат к списку

Мы в Социальных сетях Мощи Иоасафа Белгородского

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают
сведения о чудесной помощи по молитвам прп.

Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой — кто получил благодатную помощь при молитвенном
обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.

rf@gmail.com

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.
Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые…

Читать далее

Источник: http://sezenovo-mon.ru/novosti/17-sentyabrya-obretenie-moshchey-svt-ioasafa-belgorodskogo/

17 сентября — обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского

17 (4) сентября 1911 г. состоялось первое обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского, именно тогда, через полтора века после своей кончины святитель Иоасаф был прославлен Церковью. Инициатором канонизации святителя Иоасафа был император Николай II.

Прославление назначили на 4 сентября, предполагалось, что в этот день царская семья будет в Белгороде, однако из-за ухудшения обстановки на фронтах царь не смог присутствовать на торжествах канонизации. Лишь в декабре 1911 г.

августейшая семья побывала в Белгороде и приложилась к мощам святителя.

В сентября же 1911 г. в Белгороде состоялись великие торжества, они длились целую неделю.

Мощи Иоасафа Белгородского Мощи Иоасафа Белгородского

В город приходили крестные ходы из сопредельных епархий, Белгород, население которого насчитывало 40 тысяч человек, посетили 200 тысяч паломников!

Чтобы их разместить, за городом был организован целый «паломнический стан», с палатками, временными деревянными бараками, амбулаториями, столовыми и даже временным водопроводом. Его посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна (она с великим князем Константином Константиновичем представляла на торжествах в Белгороде царскую семью).

Мощи Иоасафа Белгородского

Чтобы поклониться вновь открытым мощам, люди стояли в очереди около суток (пещерка, где находились мощи, вмещала не более 50 человек).

С приходом к власти большевиков, как известно, был организован фактический разгром Церкви. Была проведена кампания «по разоблачению мощей». Мощи святых «конфисковывались» из храмов и монастырей, выставлялись на всеобщее обозрение, затем передавались на хранение в музеи, захоранивались или уничтожались.

Во время этой богомерзкой кампании из Белгорода были вывезены мощи святителя Иоасафа, и никто не знал, что с ними стало — не было никаких архивных записей, нельзя было найти никаких следов, что «разоблачители» сделали с мощами.

Однако промыслом Божиим в 1991 г. мощи святителя были чудесным образом обретены в Казанском соборе Санкт-Петербурга. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II они были привезены в Белгород, положены в Спасо-Преображенском соборе, где и почивают поныне.

Мощи Иоасафа Белгородского

Мы приводим рассказ человека, который стал очевидцем чудесного обретения мощей святителя 28 февраля 1991 г.:

Мы жили напротив Казанского собора. В соборе тогда еще музей был. Но и службы тоже уже шли, скромно, близ алтаря. Я там исповедовалась, причащалась.

Муж работал в кооперативе ПИК. С двумя друзьями они реставрировали орнамент под главным куполом Казанского собора.

Рядом с выходом к куполу была каптерка, где они переодевались. А между каптеркой и выходом к куполу — комнатенка, заваленная всяким хламом. Они постоянно через нее взад-вперед ходили.

И вот в тот день один из приятелей мужа вдруг среди щебенки, камешков и всякого мусора внезапно увидел — лежит что-то черное, длинное, завернутое в черный бархат. Мой муж Толя и старший в кооперативе подошли, и они все вместе стали смотреть, что это такое. Откинули краешек бархата, и Толя первый увидел: нога! Желтоватая, высохшая, но все-таки светлая, не черная, не сгнившая, не кости!

Они были поражены случившимся. Не стали, конечно, дальше распаковывать — испугались. Мы тогда уже немного воцерковлялись, поездили по монастырям, понимали про мощи кое-что.

У них было обеденное время. Толя прибежал домой — я дома сидела, беременная, — и говорит: «Ира, мы нашли мощи! Кого — не знаем. Нетленные. Мы как сказали про них, сразу прибежали из музея и забрали. Отрезать, может, сходить кусочек бархата?»

Я испугалась: «Куда нам такую святыню в дом. Мы недостойны».

Мощи взяли сразу в Александро-Невскую лавру. Их не выставляли, не знали, чьи они. Потом уже комиссия пришла к единому мнению, что это свт. Иоасаф Белгородский. Когда их передавали в Белгород, в Спасо-Преображенском соборе была торжественная служба. (Ирина Я., Санкт-Петербург)

Мощи Иоасафа Белгородского

На фото: 17 сентября 2011 г. в праздник 100-летия обретения мощей и прославления свт. Иоасафа, епископа Белгородского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной Литургии на Соборной площади Белгорода.

Другие статьи раздела «Листая православный календарь»

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Назад к списку

Источник: http://dommil.com/articles/listaya_pravoslavnyy_kalendar/149/

Обретение мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4. Сегодня святая Церковь чтит память обретения мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского

Просмотров публикации 204

Родился святитель в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых.

В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии.

Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский.

Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одно-временно он был назначен членом Киевской духовной консистории.

Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей.

В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки. епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами.

Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена.

В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией.

В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения И особенно за нравственностью паствы.

Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья.

Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.

10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось в 1911 году.

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, моли Бога о нас!

Мощи Иоасафа Белгородского

Вы можете поаплодировать автору1

Источник: https://pravoslavie.fm/zhitiya-svyatykh/obretenie-moshhej-svyatitelya-ioasafa-episkopa-belgorodskogo/

Свт. Иоасафа Белгородского :: Издательство Русская Идея

10.12.1754 (23.12). Свт. Иоасафа Белгородского.

Мощи Иоасафа БелгородскогоСвт. Иоасаф Белгородский (8.9.1705–10.12.1754) вышел из знатного малороссийского рода Горленко. Он родился в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 г. в городке Прилуки Полтавской губернии и при крещении наречен был Иоакимом. В восемь лет мальчика отдали в обучение в Киево-Могилянскую академию. Его отец тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребенка. В один из таких часов ему было даровано видение, указывающее на будущее служение сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал дитя архиерейской мантией. «Довлеет Мне молитва твоя», – с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику.

Сам он говорил, что возлюбил монашество одиннадцати лет. В восемнадцать лет Иоаким под предлогом продолжения обучения в Киевской академии тайно удалился в Киево-Межигорский монастырь. После принятия рясофора он испросил у родителей прощение за ослушание и получил благословение на иночество. В 1727 г. был пострижен в мантию и наречен Иоасафом, а два года спустя рукоположен в сан иеромонаха.

В 1737 г. о.Иоасаф «по крайнему нежеланию, Божию же смотрению» принимает игуменство в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре. В 1742 г.

игумен Иоасаф, собирая пожертвования на строительство монастырского храма, прибыл в Москву, где сподобился служить в придворной церкви в присутствии Императрицы Елизаветы. Здесь он произнес необыкновенную проповедь о любви к Богу и ближнему.

Вскоре о.Иоасаф был возведен в сан архимандрита, а затем назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры.

На Белгородскую кафедру свт. Иоасаф вступил на 43-м году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов.

Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя.

Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания – вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе владыка в годы руководством епархией.

Милостью Пресвятой Богородицы свт. Иоасаф был избран для прославления Ее образа. Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор».

Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка для ссыпания угля. Свт. Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской (список Казанской), в подобающее место в храме.

Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа.

В своих воспоминаниях кн. Н.Д. Жевахов описал явление свт. Иоасафа Белгородского одному военному за два года до Первой міровой войны с предупреждением, что если Россия не покается, то ее ждут неисчислимые беды. В начале войны святитель вновь явился тому же человеку и сказал:

«Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимірский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках, подле г.

Изюма, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться,  до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских…

В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей».

Из дальнейших воспоминаний кн. Жевахова мы знаем, что Песчанская икона Божией Матери была доставлена в Ставку 5 октября 1915 г., но…

видно так далеко уже было отступление от Бога среди лиц, окружавших Царя (военных и духовных), что они не только не организовали крестный ход для встречи чудотворной иконы, но даже не сообщили Государю о ее прибытии в Ставку и цели этого прибытия.

Тем не менее, когда все же удалось довести до сведения Царя о нахождении в Ставке святыни, Николай II пожелал оставить ее в Могилеве до рождественских праздников… И хотя не было выполнено ничего из сказанного свт. Иоасафом, время нахождения Песчанской иконы Божией Матери в ставке было самым благоприятным для русских войск в міровой войне.

Провидя близость кончины, свт. Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными. На обратном пути он смертельно заболел. 10 декабря 1754 г. свт. Иоасаф отдал свою праведную душу Богу.

В час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию», – сказал ему святитель. Народное почитание свт. Иоасафа началось сразу после его погребения.

Когда вход в склеп был открыт, все увидели, что тело святого не подверглось тлению. У раки с мощами святого и по его молитвам совершаются многочисленные чудеса и знамения. Существует около 600 свидетельств о чудесной помощи, от святителя полученной. Прославление свт.

Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году.

Немаловажную роль в прославлении сыграл кружок почитателей свт. Иоасафа, в котором видное место занимали князь Н.Д. Жевахов и протоиерей А.И. Маляревский. Перед революцией в п. Парголово близ Петрограда была построена церковь во имя Святителя Иоасафа, и при ней было создано Михайловское Иоасафовское Братство, в советское время запрещенное. Храм действовал до 1937 г.

В советское время нетленные мощи святителя выставлялись в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора. В начале 1991 г.

бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. В этом же году родилась община во имя святителя Иоасафа Белгородского при детской инфекционной больнице № 3 Санкт-Петербурга.

Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.

Использованы материалы:
http://st-jhouse.narod.ru/canvas/st_Joasaph.html

Источник: https://rusidea.org/25122305

Станислав Минаков. Дни прославления свт. Иоасафа Белгородского / Православие.Ru

Процессия с честными мощами свт. Иоасафа следует по белгородским улица. 16 сентября 2014 года. С. Минаков / Православие.Ru     

Воистину: Белгород, вся Белгородчина стали процветать, когда снова оказались под покровом святителя Иоасафа Белгородского, то есть когда его честные мощи, чудесным образом обретенные в Санкт-Петербурге вместе с мощами преподобного Серафима Саровского, возвратились в город.

Три года назад русское Православие отметило 100 лет со дня прославления святителя Иоасафа, состоявшееся в 1911 году по инициативе и при непосредственном содействии Государя Николая II Александровича.

Утром 16-го сентября 2011 года крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, собрались в пяти пригородных точках и двинулись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар.

Конечным пунктом их движения стал нововозведенный на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом № 20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

В день прославления свт. Иоасафа. Белгород Фото С. М. Прокудина-Горского с колокольни Св.-Троицкого монастыря. 4 сентября 1911 г     

Как и в нынешнем году, так и тогда мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня были перенесены через два квартала в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа.

В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне юбилейных торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского.

Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя.

В три часа дня священство, после молебна и чтения акафиста святителю Иоасафу вынесло на своих плечах раку (к юбилею была изготовлена новая) со святыми мощами и с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Свято-Троицкому бульвару к новому храму-часовне.

Теперь, с появлением новой Иоасафовой часовни на Троицком бульваре, закрепляется новый ритуал городского крестного хода. Сначала ларец с мощами святителя приносят сюда, а потом возвращают в Преображенский собор, где он пребывает весь год, до праздника Преображения Господня.

Этот путь неизменно сопровождается шествующими и стоящими на тротуарах молящимися, поющими и плачущими, праздно и непраздно любопытствующими, причастными и сторонними. По пути следования раки улицы усыпаются дорожкой из осенних цветов и хвои.

Многие затем поднимают эти памятные цветы с земли и уносят с собой.

Теперь мощи святителя Иоасафа раз в году, уже четвертый раз по счету с 2011 года, возвращаются ненадолго к месту своего первоначального упокоения.

* * *

Источник: https://pravoslavie.ru/73651.html

Мощи Святителя Иоасафа Белгородского

Мощи святителя Иоасафа Белгородского — главная святыня Преображенского собора и всей Белгородчины. Правда, прежде чем упокоиться своими мощами в нынешнем соборном храме, святому пришлось пройти через многое — от довольно позднего и «трудного» официального прославления до поругания и пребывания «под спудом» в северной российской столице.

Первое обретение мощей

Епископ Белгородский Иоасаф (Горленко) отошел ко Господу в декабре 1745 года.

В феврале 1746 года его погребли в специально устроенном в Троицком соборе склепе («пещерке») — столь долгая задержка объяснялась тем, что назначенный Синодом для совершения погребения архиерей не мог пробраться в Белгород из-за разлива рек. Все это время на теле святителя не появилось ни одного признака тления.

Чудесные исцеления у гроба святого начались сразу же после погребения, что понудило духовенство спустя два года вскрыть гроб — при этом выяснилось, что мощи епископа Иоасафа по-прежнему совершенно не подверглись тлению.

Читайте также:  Что происходит на 9 день после смерти

Распространившаяся об этом, равно как и о благодатной помощи, подаваемой святителем, молва вызвала столь многолюдный поток паломников к гробнице, что епископ Белгородский Феоктист (Мочульский) даже приказал закрыть «пещерку» на замок, но вскоре, вразумленный в тонком видении самим святителем Иоасафом, отменил это распоряжение.

Началом XIX века датируются первые попытки подвигнуть Святейший Синод к прославлению епископа Иоасафа. Увы, на протяжении ста лет все подобные попытки оставались безуспешными.

Чтобы понять, почему так происходило, следует вспомнить о том, что при Петре I фактически была запрещена канонизация новых святых. «Духовный регламент» 1721 года мотивировал это решение необходимостью борьбы с народными суевериями.

До конца XVIII века канонизировали лишь двух святых (святителя Димитрия Ростовского и преподобного Феодосия Тотемского).

В XIX столетии мало что в этом смысле изменилось. Отметим, что с развивавшимися «явочным порядком» культами местночтимых святых Святейший Синод вел жестокую борьбу.

Эта борьба непосредственно коснулась и мощей святителя Иоасафа — в 1860-х годах, «во избежание соблазнов», они были облечены поверх архиерейских одежд в «глухой саван», с сокрытием главы святого, до того пребывавшей открытой.

Это действие вызвало непонимание и ропот среди паломников, а обращенные в Синод просьбы канонизировать епископа Иоасафа с тех пор стали еще более настойчивыми.

Дело сдвинулось с мертвой точки в царствование Николая II. Специально созданная Синодом комиссия, призванная так или иначе решить вопрос канонизации, работала в Белгороде в мае 1910 года и по результатам своей работы приняла положительное решение. Ликованию белгородцев тогда не было предела.

Торжественное прославление епископа Иоасафа (Горленко) в лике святителей состоялось 4/17 сентября 1911 года.

Столь широких и «общенародных» празднеств Белгород до того не видел — одних гостей со всех уголков России к этой дате собралось около ста тысяч человек! Царскую семью на торжестве представляли великий князь Николай Николаевич и великая княгиня Елисавета Федоровна.

Вынесенные из «пещерки» и переоблаченные мощи святителя с тех пор пребывали в богатой раке под «древнерусской» сенью, поставленной в северной части Троицкого собора. «Пещерку» же превратили в своеобразный музей, открытый для свободного посещения.

Второе обретение мощей Иоасафа Белгородского

Всё изменилось после большевистского переворота. В августе 1920 года власти приняли постановление «О ликвидации мощей», и уже в декабре нетленные мощи святителя Иоасафа были вскрыты, подвергнуты кощунственному «исследованию» и вывезены в Москву — в Анатомический музей при Наркомздраве.

Там они некоторое время выставлялись на всеобщее обозрение в качестве экспоната, с топорными «научными» объяснениями поразительной сохранности тела, а в 1930-х годах были перемещены в ленинградский Музей истории религии и атеизма, занявший к тому времени здание Казанского собора.

В 1970 году музейные рабочие спрятали святыню на чердаке, выкопав для того яму в сухом шлаке. Там святые мощи и были обретены на излете зимы 1991 года.

11 марта того трудного для России года их перенесли в стоящий на Литейном Спасо-Преображенский собор.

К июлю специальная комиссия установила, что обретенные в Казанском соборе мощи бессомненно есть мощи святителя Иоасафа Белгородского.

До 10 августа они оставались в Петербурге; с 11 августа — пребывали в московском Богоявленском соборе, что в Елохове; с 4 сентября — в Сергиево-Казанском соборе Курска.

16 сентября, накануне дня памяти святителя Иоасафа, его мощи прибыли в Белгород. В этот же день в Белгород приехал Патриарх Алексий II, возглавивший торжества по поводу возвращения в город святых мощей небесного защитника Белгородской земли. С тех пор они пребывают в новоустроенной раке, установленной в южной части Преображенского собора.

Источник: https://posmotrim.by/article/moshi-svyatitelya-ioasafa-belgorodskogo.html

​​​​​​​23 декабря 2019 года Русская Православная Церковь отметит 265-летие со дня блаженной кончины великого русского святого — святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца

Скачать фото высокого качества для печати

Уважаемые коллеги!

Накануне, 22 декабря в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода состоится Всенощное бдение. Начало богослужения в 17.00

По традиции 23 декабря торжественные богослужения пройдут в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода и пещерке святителя Иоасафа на Свято-Троицком бульваре.

0.00 – Божественная литургия в пещерке святителя Иоасафа, на месте обретения нетленных мощей святителя (свято-Троицкий бульвар, 24)

В 3.00 и 6.00 литургии будут совершены в Спасо-Преображенском соборе Белгорода.

В 9.00 Божественную литургию в кафедральном соборе Белгорода возглавит митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

  • Участие в богослужении также примут митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф (Украина), епископ Острогожский и Россошанский Андрей, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий и епископ Валуйский и Алексеевский Савва.
  • Участие в богослужении примут благочинные и духовенство митрополии.
  • ***

В последний год жизни, посетив свое родное гнездо, святитель Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в богоспасаемый град Белгород. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина он тяжело заболел. 23 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

28 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего святителя Иоасафа было отправлено в город Белгород для погребения. Два с половиной месяца после блаженной кончины святителя Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида.

В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным по 28 февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св.

Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб.

При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.

Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать ко гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о преставившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

Белгородская митрополия почтительно приглашает Вас

принять участие в освещении данного мероприятия

Источник: https://Belgorod.BezFormata.com/listnews/svyatogo-svyatitelya-ioasafa-episkopa/80245214/

Православные сегодня, 23 декабря, проводят День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Представители православной христианской веры двадцать третьего декабря вспоминают об обретении честных мощей святителя Иоасафа, который был епископом Белгородским, и в народе назывался чудотворцем. В данном материале мы расскажем о его жизни, о тех чудесах, которые он совершил, и молитвах, которые необходимо ему читать в данный день.

Иоасаф во время жизни был большим святителем и много времени занимался образованием духовенства, учил соблюдать устав и церковные традиции. Также он всеми силами занимался архипастырским служением, что иногда шло даже во вред его здоровью.

Его тело было нетленным на протяжении ста пятидесяти лет, а у его могилы люди исцелялись. В 1908 г.

епископ Питирим предлагал прославить деятельность Иоасафа, и через два года получил разрешение от Николая Второго, после чего произошла его канонизация, и мощи открыли.

История жизни святого

Канонизация епископа происходила в 1911 г. При этом, в народе его стали почитать гораздо раньше, а именно – сразу после того, как Иоасафа не стало.

На самом деле Иоасафа звали Иоаким, и родился он в 1705 г. в  семье довольно известного в России рода Горленко. В юном возрасте он стал довольно таки религиозным человеком, и поскольку носил имя отца Богородицы, постоянно ощущал покровительство этих святых.

В семилетнем возрасте он начал обучаться в духовной семинарии в Киеве, где ознакомился со множеством святынь, и это настолько его впечатлило, что он захотел посвятить свою жизнь служению Господу. На решение стать монахом повлияли представители Киево-Печерского монастыря.

При достижении семнадцати лет он оставил академию и начал испытание в Межегорском и Спасо-Преображенском монастырях. Через два года он принял постриг, и его назвали Иларион.

После пострига он полностью отрекся от предыдущей жизни, а через четыре года он получил мантию и его назвали Иоасафом, а через год и вовсе его посвятили в иеродиаконы.

В возрасте двадцати девяти лет Иоасаф стал иеромонахом, начал службу пастырем при Киево-Братском монастыре, а позже при Киево-Софийском соборе. Спустя три года он получил благословение для службы игуменом в Преображенском монастыре. Данное святилище досталось ему в крайне разрушенном состоянии, и он потратил много времени и сил для его восстановления.

В 1744 г. императрица Российской Империи Елизавета назначила его архимандритом и наместником в Троице-Сергиевой лавре. При этом, он оставался в должности настоятеля Лубянского монастыря. Спустя четыре года он стал епископом Белгородским и Обоянским.

Помимо этого, он был аскетом, и это привело к сильной физической боли. Тем не менее, он продолжал вести свою паству, ежегодно он объезжал всю свою епархию и заезжал в каждый город и поселок.

Более того, он нередко позволял себе зайти в дома обычных жителей, где выступал с проповедями о простоте, скромности и нравственности, а паства верила ему, ведь он был для них примером всех тех поступков, о которых он говорил в своих речах.

Также он нередко подтверждал свою любовь и проявлял милосердие к ближним своим.

Будущий святитель за несколько месяцев до своей смерти попрощался с паствой в Белгороде, после чего отправился повидать родителей. На обратной дороге в Грайвороне епископ тяжело заболел. Спустя два месяца 10 (23) декабря 1754 года он скончался.

Тело Иоасафа оставалось нетленным в открытом гробу в Свято-Троицком соборе до конца февраля, когда в Белгород из-за разлития рек смог добраться епископ Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович, назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа. 28 февраля 1755 года гроб с телом будущего святителя помещают в специально сооружённый склеп в Свято-Троицком соборе.

Молитвы в день памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского

  • Молитва святителю Иоасафа
  • «Иоасафе, святителю Божий, молитвы непрестанныя кадило и предстателю о людех теплейший, и нас, поющих тя, не отрини, но помощник буди нам присный».
  • Ежечасная молитва святителя Иоасафа Белгородского

Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Господи! Спаси, сохрани и помилуй от враг видимых и невидимых, от бед и напастей, от искушений и грехопадений, от злых людей и внезапныя смерти меня грешнаго, моих сродников и всех православных христиан.

Источник: https://pronedra.ru/pravoslavnye-segodnya-23-dekabrya-provodyat-den-pamyati-svyatitelya-ioasafa-episkopa-belgorodskogo-437195.html

Ссылка на основную публикацию