Икона царственных страстотерпцев

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью».

Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей.

Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Икона Царственных Страстотерпцев

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов.

Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью.

Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома.

В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Икона Царственных Страстотерпцев

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Икона Царственных Страстотерпцев

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

  • Икона Царственных Страстотерпцев
  • Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.
  • Икона Царственных Страстотерпцев
  • На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.
  • Икона Царственных Страстотерпцев

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению.

Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал  своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов.

Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы»  4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.

Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим.

Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих.

Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

(4

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-tsarskoy-semi-romanovyh/

Как выглядит икона Николая II, и о чём молятся царю-мученику и его семье

Св. Николай II был старшим сыном правящего русского императора Александра III и прямым наследником русского престола. Его появление на свет символично, – в этот день (18 мая) Церковь почитает память святого Иова Многострадального.

Царь говорил, что ему самой судьбой предназначено принять страдания. Это невольное пророчество сбылось. В 1918 году кроткий император, вместе с любимой женой и детьми принял венец мученичества. С 2000 года императорская семья Романовых прославляется Церковью в чине царственных страстотерпцев.

Краткое жизнеописание

Будущий царь получил прекрасное образование, он знал несколько европейских языков, разбирался в истории, был политически подкован. С детства он воспитывался в традиционной православной вере, любил ходить в храм, знал богослужение.

Икона Царственных Страстотерпцев

В юности Николай познакомился с будущей женой, принцессой Алисой Гессен-Дармштадской и сразу же стал просить благословения на брак с ней, но получил он его спустя несколько лет, в 1884 году. Счастливой событие совпало по времени с болезнью отца, правящего императора Александра третьего. Он умер незадолго до венчания.

Перед свадьбой принцесса приняла православие и вступила в брак с именем Александры Федоровны. Тот факт, что Алиса долго раздумывала о смене вероисповедания, говорит о ее глубокой внутренней религиозности. У царственной четы родилось пятеро детей: четыре дочери – Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия, и наследник, цесаревич Алексей.

В 1896 году в Московском соборе Успенского Кремля состоялось «Священное коронование» императора Николая II Александровича и императрицы Александры Федоровны. Царь помазывался миром и приобщался Святых Тайн Христовых в алтаре, по особому «царскому» чину, – отдельно Тела и Крови. На Литургии сослужил св.

Иоанн Кронштадский.

Современная история до сих пор не может дать однозначную оценку личности св. Николая Второго, однако соборный разум Церкви прославляет последнего русского царя в чине «страстотерпцев» или мучеников.

Николай Александрович Романов был канонизирован в 1981 году, сначала Зарубежной Русской Церковью.

В России покаянное осмысление трагической смерти царской семьи произошло позже. В 2000 году на Соборе Архиереев Русской Православной Церкви решено было:

Иконография

Первые иконы царской семьи появились задолго до акта канонизации, известно, что уже в двадцатых годах прошлого века существовала традиция особого поминовения невинно убиенного царя Николая II на богослужениях, она была установлена Патриархом Тихоном. В домах верующих, в «красных углах» рядом с иконами вешали фотопортреты царственных страстотерпцев. Иконография зачастую повторяет собой литургическую практику.

Икона Царственных Страстотерпцев

Написание икон царской семьи интересно тем, что по сути представляет собой стихийное явление.

Поясная икона святого страстотерпца Николая II, очень часто встречающаяся в наших храмах, была создана в США, на ней царь изображен в русских княжеских одеждах семнадцатого, восемнадцатого века.

Глава его покрыта традиционной царской шапкой «Мономаха», в руке крест — атрибут мученичества. Икона прославляет царское и мученическое достоинство монарха. Ещё один вариант изображает св. Николая в короне Российской империи, в руках он держит державу и скипетр.

Такая интерпретация считается не совсем каноничной, так как отстоит от исторической правды.

Икона Царственных Страстотерпцев

Когда святой царь Николай II короновался, он был одет совершенно иначе. Художник Валентин Серов, присутствовавший на торжестве, запечатлел момент миропомазания царя в своих акварелях. На монархе был надет военный мундир и коронационная, возможно, горностаевая мантия.

Существует ряд житийный икон Семьи царственных страстотерпцев. В первую очередь это икона, содержащаяся в себе житийную сцену мученичества, — убиения царской семьи большевиками.

Икона Царственных Страстотерпцев

Ещё одна расхожая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», находится в Храме Христа Спасителя. Икона изображает царскую семью, композиционно в центре, в окружении новомученников. Часто, из этой иконы берется именно средник и используется для написания отдельного образа. Это очень известная, широка растиражированная иконография.

Мироточивый образ

Церковью была прославлена именно вся семья, поэтому многие теоретики иконописи полагают, что изображать св. Николая отдельно, не совсем верно.

Однако, известны примеры, когда почитание отдельного святого выходит за рамки установленного канона.

Так, прототип знаменитой чудотворной «мироточивой» иконы, отчасти послужившей к созданию отдельной иконографии царя, написан, как раз в таком «неисторическом» стиле, что совершенно оправдано ее появлением.

Икона Царственных Страстотерпцев

Икона была создана в Калифорнии, в конце девяностых годов, за несколько лет до акта канонизации царя Николая II Церковью.

Читайте также:  Молитва богородице спорительница хлебов в чем помагает

Русской эмигрантке, Ие Дмитриевне Шмит (Подмошенской), проживающей в Штатах, во сне явилась икона, изображавшая царственного страстотерпца в старинном в княжеском одеянии, подходящим скорее, первым Романовым, с предстоящими святыми – св. Иовом Многострадальным и небесный покровителем императора, св. Николаем Мирликийским Чудотворцем.

Женщина пожелала написать икону и обратилась за помощью к иконописцу Павлу Николаевичу Тихомирову, который жил и работал в Калифорнии. Спустя некоторое время, после поисков похожего образа св. царя Николая среди его фотографий и портретов, икона была готова.

С нее было сделано несколько литографических копий и, когда одна из них попала в храм московского Сретенского монастыря, то замироточила, распространяя вокруг себя чудесное благоухание.

Икона стала путешествовать по святым местам, побывала на Афоне и на месте гибели царской семьи. В 1998 году мироточение ее стало зримым, икона-литография не просто благоухала, по ней стекали капли густого янтарного миро.

Известны случаи исцеления, происходившие по молитве к чудотворному образу.

К иконе святого царственного страстотерпца Николая II возносят молитвы о семейном благополучии, о преодолении невзгод, просят помощи в воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении целомудрия детской души. Святой Государь Николай II прославляется так же, небесным заступником за родное отечество, ему молятся о покаянии всего народа российского.

Ксения Филина

Тропарь, глас 4:

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю.

/ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша.

/ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

  • Ин тропарь, глас 5:
  • Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.
  • Кондак, глас 8:
  • Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
  • Ин кондак, глас 6:
  • Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
  • Величание
  • Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́.

Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние.

Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://pravoslavie.wiki/kak-vygljadit-ikona-nikolaja-ii-i-o-chjom-moljatsja-carju-mucheniku-i-ego-seme.html

Икона "Святые царственные страстотерпцы"

Икона «Святые царственные страстотерпцы»

Икона Царственных Страстотерпцев

  • В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы и их слуги были расстреляны в подвале Ипатьевского дома по постановлению «Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», возглавлявшегося большевиками.
  • Список жертв:
  • Почитание Царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.

Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи. В последние годы во многих домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением Царственных мучеников.

Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг Царской семьи.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации Царской семьи — под некоторыми из таких обращений стояли тысячи подписей.

К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи — об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.

Икона царственных страстотерпцев Романовых

  20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русская Православная Церковь приняла решение канонизировать в лике православных Святых мучеников императора Николая Второго с его семьёй.

 Икона Царственных страстотерпцев изображает Николая II Романова, его жену Александру Фёдоровну и их пятерых детей — Великих княгинь Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и тринадцатилетнего Цесаревича Алексея Николаевича, растрелянных в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева.

 «Царственные страстотерпцы» в традициях иконописи Русской Православной Церкви включают в себя только членов царской семьи, в отличие от икон Русской Зарубежной Церкви, где дополнительно изображены и канонизированные слуги семьи Николая II Романова.

На иконе «Царственных страстотерпцев» вся семья императора держит в руках мученические кресты, символизирующих их мученическую кончину, а в верхней части иконы изображены два ангела, несущие образ «Державной» Богородицы, явившейся русским людям в день отречения Николая Второго от престола.

  Учитывая тот факт, что инаугурационное миропомазание Святым миром во время церемонии венчания на царство ставило собой целью принять будущего правителя дары Духа Святого и посредством этих особых даров делало государя подобным Христу, то становится понятным практически религиозное почтение верующих к царю. Обстоятельства гибели царя и его семьи, убийство безоружных дочерей Николая и больного гемофилией юного сына — все эти факторы привели к тому, что растрелянные члены царской семьи стали восприниматься православными верующими как мученики — страстотерпцы.

  Особую роль в канонизации Николая II и его семьи послужило истинно христианское смирение царя, отсутствие злобы и истинное «непротивление злу насилием», так свойственное страстотерпцам, пострадавшим во имя Христа.

За рубежом Николай II с семьёй достаточно быстро приобрели статус местночтимых святых, а в 1981 году Русская Зарубежная Церковь канонизировала их в статусе страстотерпцев — людей, пострадавших за исполнение Божьих Заповедей, так же как и Святые благоверные князья Борис и Глеб.

Русская Православная Церковь только через 20 лет — в 2000 году, после многих лет прений и споров по поводу правомерности канонизирования растрелянной царской семьи смогла причислить её к лику страстотерпцев, хотя сестра императрицы Елизавета Фёдоровна, основательница Марфо-Мариинской обители, была причислена к лику Святых уже в 1992 году.

  Немалую роль в конечном признании Николая II Романова и его семьи как Святых сыграли многочисленные чудеса, совершённые по молению к иконе Царственных страстотерпцев — чудесные исцеления, воссоединение семей, мироточение икон мучеников. 

Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвенным воззванием к Царю-мученику, Государю Российскому — и невероятным образом вышли из окружения.

В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне Императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России — через несколько месяцев сын вернулся домой.

В октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла бы легко затянуть неосторожных путешественниц.

Но одна из них вспомнила описание чудесного избавления отряда казаков — и по их примеру стала усердно молить о помощи Царственных мучеников: «Убиенные Царственные мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно в темноте женщины увидели светящийся сук от дерева; ухватившись за него, выбрались на сухое место, а затем вышли на широкую просеку, по которой дошли до деревни. Примечательно, что вторая женщина, также свидетельствовавшая об этом чуде, была в то время еще далеким от Церкви человеком.

Учащаяся средней школы из города Подольска Марина — православная христианка, особо почитающая Царскую Семью — чудесным заступничеством Царских детей была избавлена от хулиганского нападения.

Нападавшие трое молодых людей хотели затащить ее в машину, увезти и обесчестить, но внезапно в ужасе бежали. Позднее они признались, что увидели Императорских детей, которые заступились за девушку. Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году.

Впоследствии стало известно, что молодые люди покаялись и в корне изменили свою жизнь.

Датчанин Ян-Майкл в течение шестнадцати лет был алкоголиком и наркоманом, причем пристрастился к этим порокам с ранней молодости. По совету добрых знакомых в 1995 году он отправился в паломническую поездку по историческим местам России; попал он и в Царское Село.

На Божественной литургии в домовой церкви, где некогда молились Царственные Мученики, он обратился к ним с горячей мольбой о помощи — и почувствовал, что Господь избавляет его от греховной страсти.

Читайте также:  Как подготовиться к причастию в церкви

17 июля 1999 года он принял православную веру с именем Николай в честь святого Царя-мученика.

Московский врач Олег Бельченко 15 мая 1998 года получил в подарок икону Царя-мученика, перед которой практически ежедневно молился, и в сентябре стал замечать на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский монастырь; во время молебна все молящиеся почувствовали от иконы сильное благоухание.

Икона была перенесена в алтарь, где находилась в течение трех недель, причем благоухание не прекращалось. Позднее икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; было многократно засвидетельствовано мироточение от этого образа, свидетелями которого были сотни прихожан.

В 1999 году чудесным образом у мироточивой иконы Царя-мученика Николая II исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление — зрение вернулось.

Мироточивая икона побывала в ряде епархий — Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской… Везде, где побывала икона, были засвидетельствованы многочисленные случаи ее мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении от болезни ног после молитвы перед иконой.

Из Тульчинско-Брацлавской епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред этой чудотворной иконой: от тяжелого гепатита была исцелена раба Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга, от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия Людмила.

Во время Юбилейного Архиерейского Собора прихожанки строящегося в Москве храма в честь преподобного Андрея Рублева собрались для совместной молитвы Царственным мученикам: один из приделов будущего храма планируется освятить в честь новомучеников. При чтении акафиста молящиеся почувствовали сильное благоухание, исходившее от книг. Это благоухание продолжалось в течение нескольких дней.

  1. К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
  2. Память святым страстотерпцам Императору Николаю, Императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).
  3.  Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

 Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию. Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.

Не оставите нас, заступления вашего просящих.

Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Царственных Страстотерпцев

Источник: http://xn--80aaasqvd0adi0be.xn--p1ai/ikona-svyatyye-tsarstvennyye-strastoterptsy

Икона Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной яме

Икона Царственных Страстотерпцев

   Император Николай II Романов и его семья канонизированы в лике страстотерпцев. 
   Страстотерпец — так называются в Православной Церкви вообще все христианские мученики, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Но преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одними из заповедей Иисуса Христа. Так, в частности, нередко именуются святые мученики Борис и Глеб, святой Димитрий Угличский, преподобный Дула, живший в V веке. В 2000 году последний российский император Николай II и его семья, расстрелянные по решению Уральского Совета в 1918 году, были канонизированы в лике страстотерпцев.

  •    Кратко подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих (Заповеди Иисуса Христа и Заповеди Закона Божьего), в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры.
  • Икона Царственных Страстотерпцев

   Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам.
   В 1928 году они были причислены к лику святых Катакомбной церкви.
   В 1981 году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
   20 августа 2000 года они были причислены РПЦ к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

   Романовская иконография очень интересна в силу того, что еще не выработан единый канон написания их образов.  Поэтому каждый иконописец творит так, как он считает нужным. Первыми стали западные иконописцы и именно за рубежом чаще всего можно найти иконы Романовых. Теперь же и в России почти в каждом храме есть своя икона, посвященная страстотерпцам-мученикам Романовым.

   К святости членов царской семьи и их приближенных шли многие годы — их служение России выражалось в благих делах и милосердии. Так во время войны и дочерей Романовых и саму императрицу часто можно было увидеть в госпиталях и лазаретах, в приютах и богодельнях. Великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась от мирской жизни в пользу помощи бедным и обездоленным. Их примеру следовало и ближайшее окружение.

  1.    День памяти: 17 июля (день расстрела).
  2. Молитва Святым Царственным Страстотерпцам

    О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси.

Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление.

Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею.

   Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Тропарь святым Царственным мученикам,глас 5
       Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесех, венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.  Ин кондак святым Царственным мученикам
    Кондак царственных страстотерпцев, глас 
  •    Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии и венцы Небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Источник: http://www.MarielTour.ru/ikona-svyatyh-carstvennyh-strastoterpcev-v-ganinoy-yame

Икона Царственных Страстотерпцев

Среди множества православных икон можно найти те, которые изображают мирян, принявших мученическую смерть. Икона Царственных Страстотерпцев горячо почитается в православном мире, и многие христиане обращаются к ней за помощью и советом.

Царская семья вошла не только в светскую, но и в церковную историю. Их мученическая смерть во времена хаоса и безбожия дала право церковнослужителям канонизировать их. Жизнь царской семьи до сих пор является символом мудрости, истинной веры и безграничной любви к ближним.

История иконы

Несмотря на слухи, воспитанию в царской семье придавалось большое значение, и все дети выросли не в праздности, а в суровых условиях, которые помогли венценосным особам развиваться не только физически и умственно, но и духовно. Родители привили своим отпрыскам любовь к ближнему и веру в Высшие Силы. Жизнь и смерть царской семьи известна каждому. Даже зная о перспективах своей жизни, царская семья не перестала заботиться об интересах жителей великой страны и молиться Господу о благополучном исходе.

Где находится икона Царственных Страстотерпцев

После того, как церковь канонизировала невинно убитых членов царской династии, по всей России начали возводить храмы и церкви в честь мучеников, мужественно принявших свою смерть.

Было написано множество икон, которые обладали чудесными свойствами исцеления и нередко мироточили, доказывая свою истинную силу. Сейчас практически в каждой церкви можно найти список с иконы.

 Самыми известными местами паломничества являются следующие церкви и храмы:

  • Храм-на-Крови в Екатеринбурге;
  • храм города Жуковского, что в Подмосковье;
  • Всехсвятское благочиние Московской епархии, город Москва;
  • деревня Стуколово Псковской области;
  • храм в городе Ангарск Иркутской области;
  • храм в городе Сосновка Кировской области;
  • храм в селе Рождество в Петушинском районе Владимирской области;
  • храм в Сатке Челябинской области;
  • храмы в Ижевске, Костроме, Чебоксарах, Калуге, Ярославле и других населенных пунктах России.

Описание иконы

Каждый иконописец имеет свой взгляд на свои творения, поэтому в мире насчитывается более сотни образов Страстотерпцев, которые отличаются деталями. Однако общая картина узнаваема. На иконе присутствует крест как символ истинной веры и мученичества, большое количество красного цвета. Он указывает на царскую династию и одновременно на пламенную веру. На первом плане изображен царевич Алексей, а не глава семейства. Эта каноническая неточность не единственна. На некоторых иконах крест у царевны находится в левой руке, хотя по правилам его место в правой. Однако целостный образ великолепно написанной иконы завораживает.

Читайте также:  Молитва, чтобы было всё хорошо

Молитва перед иконой Царственных Страстотерпцев

«Святые Страстотерпцы, вынесшие страдания во славу Господа и всего рода людского! Обращаемся к вам со смиренной молитвой. Мученик Николай, помоги очистить души от греха вольного и невольного да помолись за здравие наше перед Господом. Испроси у него покровительства да указания пути верного. Не дай поддаться искушениям да предать родных и близких своих в угоду своим желаниям. Аминь».

Молитвы великомученикам можно возносить и о помощи в учебе, при различных сложных жизненных обстоятельствах. Святым молятся о здравии и благополучии своего рода, о рождении здорового потомства. Каждый может вознести искренние слова молитвы, и они будут услышаны на Небесах.

В чем помогает икона

К Страстотерпцам обращаются с молитвами о защите Отчизны от вражеских набегов, о сохранении мира среди православных христиан. Молитвы помогают обрести гармонию в браке, избавиться от негативных мыслей, исцелиться от различных недугов и очистить душу от прегрешений. Царю Николаю молятся о помощи в обучении.

Дата празднования

Память святых в церкви отмечается два раза в год. Первая дата — день гибели царской семьи — 4 (17) июля. Вторую дату церковь установила в честь новоявленных святых, канонизированных 25 января (7 февраля).

Каждая икона в православном мире имеет свое значение, и если вам необходима помощь Высших Сил, вы может обратиться к Небесным Покровителям за помощью.

Помните, что искренние слова молитвы должны исходить из самого сердца. Не заучивайте сложных церковных текстов, ведь от того, правильно или нет вы произносите слова, большего раскаяния и веры у вас не будет.

Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят …

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых и любимых святых среди православных христиан. Молитвы, обращенные …

Если вам тяжело справиться с трудностями самостоятельно, обратитесь за помощью к своему Ангелу-Хранителю. Он обязательно …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-tsarstvennyih-strastoterptsev/

Царственные страстотерпцы

Икона «Царственные страстотерпцы»посвящена царской семье, расстрелянной семнадцатого июля 1918 года. Семья прославлена РПЦ в лике страстотерпцев. Об этом лике надо сказать особо. Из разного отношения к нему вытекает разная оценка подвига царской семьи в народе и церкви.

Это разногласие сегодня, после многолетней борьбы за канонизацию семьи в РПЦ и ее завершения в 2000 году, ушло вглубь — в многочисленность и борьбу иконографических образов царственных мучеников.

Разобравшись в этих разногласиях, можно найти, как мне кажется, ключ к разгадке спорных, с точки зрения специалистов, образов и к невозможности прийти к единому.

Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как, например, мученики первых веков, которых язычники распинали, казнили и заставляли отрекаться от христианства, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу. Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.

Семья Николая II, расстрелянная большевиками 17.07.1918 г.

В церкви канонизация в этом лике считается низшей, в основном такой чести удостаиваются миряне, что само по себе достаточное редкое явление, хотя именно с этого чина на Руси вообще начинается прославление и почитание святых (XI век). Главным  почитателем святых страстотерпцев и их подвига непротивления является народ, он считает его высшим подвигом.

Самый яркий пример — Борис и Глеб, первые на Руси канонизированные в лике святых вообще и, в частности, в лике святых страстотерпцев. «Сказание» о братьях неизвестного автора рассказывает, как Борис узнает о том, что его хочет убить брат, но он принимает решение не сопротивляться смерти, несмотря на уговоры своей дружины.

Анастасия Романова

Тому же примеру следует и младший брат Бориса — Глеб. В «Сказании» смертный подвиг братьев лишен всякого героизма, наоборот, в нем подчеркивается их человеческая слабость, горький плач перед смертью, нежелание умирать.

Во всех русских сказаниях о страстотерпцах акцент делается не на политической деятельности святых, и не на их жизни, а на исполнении ими христианской заповеди любви и подражания Господу.

Даже если некоторые из них в жизни были слабыми и неудачниками, народ почитает их, оценивая намерения и жертвенность их смерти. Этой христианской идеи не было в Византии, которая канонизировала царей за их заслуги перед православием.

Она родилась только на Руси, из любви и милосердия. Русский народ почитает непротивление как высший человеческий подвиг, непротивленцы-страстотерпцы становятся во главу всех русских святых, поскольку их вольное мучение и добровольная смерть — полное исполнение евангельского смирения, любви и кротости.

Ольга Романова

Греческая церковь, поставлявшая на Руси в XI веке митрополитов из числа своих представителей,  очень сильно и долго сопротивлялась канонизации. Но глубокое почитание святых русским народом, сломило их долгое сопротивление и каноническое сомнение.

Подобное же повторилось спустя десять столетий в истории с канонизацией царской семьи. История ее канонизации длилась более 70 лет. В 1928 году царская семья причислена к лику святых мучеников Катакомбной церковью*.

В 1934 году убиенных в том же лике канонизировала Сербская Православная Церковь. В 1981 году Русская Церковь За рубежом (РПЦЗ) прославила их как святых мучеников, причислив к ним и четырех слуг, расстрелянных в ту же ночь.

Дольше всех не могла определиться с канонизацией царственной семьи и с ликом их прославления Московская Патриархия.

Татьяна Романова

Перед собором 2000 года, когда должен был окончательно решиться вопрос с их канонизацией, было написано две иконы новомучеников российских: с царственными мучениками в центре и без них.

Правда, закончена была только первая. Наконец, после долгого изучения и исследования материалов специальной синодальной комиссией царская семья 20 августа 2000 года года Собором РПЦ причислена к лику святых страстотерпцев.

При этом слуги семьи, расстрелянные вместе с семьей, не были канонизированы Московской патриархией, в отличие от РПЦ(З). В силу того, что канонизация шла очень сложно и долго, в том числе и по политическим мотивам,

в разных церквях царская семья канонизировалась в разных ликах (как мученики, как страстотерпцы, как мученики и страстотерпцы). Разное отношение к ним в церкви и народе нашло отражение в многочисленных иконографических образах.

Мария Романова

Существует уже около сотни различных образов, отражающих видение тем или иным иконописцем подвига царской семьи. Первые иконы с их образами были написаны за рубежом и уже оттуда пришли в Россию.

Потом стали появляться иконы царственных страстотерпцев, писанные российскими иконописцами. Мы посмотрим только два образа из этого множества, которые интересны как варианты смысловых акцентов, выраженных в сюжетном изображении страстотерпцев и в цветовом решении их духовного образа.

  • Главным при написании иконы является ее узнаваемость: с первого взгляда должно быть понятно, что за икона перед нами. Можно назвать три особенности, по которым распознаешь икону царственных страстотерпцев: наличие на иконе всей семьи;
  • наличие креста, как символа их мученичества и победы; обилие красного цвета – цвета пламенной веры, мученичества, царственности и пасхальной радости одновременно.
  • С этой точки зрения первая икона больше соответствует этим требоаваниям: она  проста, узнаваема, лаконична, имеет простые цветовые решения, общепризнаные в иконографии как символы мученичества, чистоты и нетварности.

Многие специалисты отмечают некоторые канонические неточности изображения: например, царь и царевна Татиана держат крест левой рукой, хотя он должен держаться правой. У царицы вообще нет креста. На первом плане – царевич Алексей, а не царь, как глава семейства. Отмечаются и другие неточности.

Но, на мой взгляд, эти неточности компенсируются точной цветовой гаммой, которая является в иконе главной. Вся икона выполнена в основных иконописных цветах: красном, белом и золотом. Сам сюжет при этом отходит на второй план. Икона делает акцент на красном — цвете мученичества, жертвенности и царственности семьи.

В красном выполнены и некоторые элементы одежды, что подчеркивает их личную жертвенность. Красные венцы являются одновременно символом царственности и мученичества.

Такой же силой обладает на иконе Белый цвет, цвет Нетварности и Вечности. Он символизирует святость, праведность и непорочность  душ. Белые ризы всех членов царственной семьи сливаются в единый образ, делая всю семью неделимым целым и центром композиции.

Дополняет основные цвета иконы золотой цвет — цвет Божественной благодати. Золото нимбов и золотые ассисты, которыми прорисовывается одежда страстотерпцев, подчеркивает Божественность Вечной жизни, в которой они пребывают.

Икона «Царственные страстотерпцы»

Зеленый цвет земли утверждает радость жизни, веру в Возрождение России, за которую они пролили кровь. Над всем образом вверху, освящая их, находится образ Богородицы «Державная», обретенная в год отречения царя от престола.

По-другому решен образ на второй иконе. Основа иконы – сюжет, а не цвет.

Очень тщательно вырисована каждая фигура, до копирования, например, военных мундиров царя и царевича, санитарных одежд царицы и ее старших дочерей Татианы и Ольги — сестер-милосердия.

Одежда младших сестер – вполне светская, подчеркивающая, что они не несли никакого служения, а находились дома. Этот стиль ближе к католическому письму, так как, приближен к земному, в отличие от первого образа, делающего акцент на символическом.

Царь – центр композиции. Но одежда выписана так, что каждый из членов семьи выглядит отдельно, их единство подчеркивается не целостностью и цветовой гаммой, а группировкой. Мученичество подчеркнуто красной мантией царевича Алексея, единственного, облаченного в этот цвет. Царственность подчеркнута коронами.

Основной фон – золотой и зеленый. Первый указывает на Божественность Вечной жизни, второй – на Возрождение и новую жизнь. Земля на иконе решена в темно-синем небесном цвете, которая отражается на сапогах и в одежде женских фигур. За обилием на иконе деталей и локальных цветов теряется лаконичность образа, так как, они оттягивают на себя много внимания, скрывая основной смысл подвига.

Но это мое личное мнение. Всякий, кто желает познакомиться с иконографией царственных страстотерпцев, может найти их изображения от монархических до маргинальных, и выбрать из них тот, что ближе по духу. Также волен каждый иметь свою интерпретацию образов, потому что каждому он открывается по-своему.

  1. Примечание:
    * Катакомбная или истинно-православная церковь (ИПЦ) — это представители русского духовенства и общин, не признающих юрисдикцию Московской патриархии, обвиняя ее в сотрудничестве с коммунистическими властями.
  2. Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/carstvennye-strastoterpcy/

Ссылка на основную публикацию