Иоанн златоуст цитаты

Вряд ли найдутся истинные христиане, которые не читали послания и поучения Святого Иоанна Златоуста.

Цитаты его помогают познавать сокровенную суть Священного Писания, отвечают на религиозные и бытийные вопросы, дают поддержку верующему в минуты смятения и утверждают его в Вере.

Этот человек, обладавший неуемной энергией, жаждой познания и многообразными дарованиями, оставил после себя колоссальное творческое наследие.

Иоанн Златоуст цитаты

Богослов и филолог, великий толкователь Писания и философ, великолепный оратор и учитель, защитник обездоленных и обличитель распущенности нравов – все эти таланты сочетались в Иоанне Златоусте. Цитаты, изречения и трактаты Иоанна и сегодня как никогда актуальны и современны. Неудивительно, что в Православии он почитается как один из трех Вселенских Святителей.

Кто такие Святители?

В христианских традициях святителями называются высшие церковные сановники, которые за свои религиозные достижения заслужили особой Божьей благодати. Это митрополиты, архиепископы и патриархи, прославившиеся благочестием, пророческими способностями, нравоучительными и догматическими трудами. Они были и остаются примером для простых христиан.

Но даже среди этих достойнейших мужей выделяются три личности, три Вселенских Святителя: Василий Великий, живший с 330 по 379 год; Георгий Богослов, он тоже родился в 330 году, а умер в 389; и мудрейший Иоанн Златоуст. Цитаты, изречения и афоризмы Вселенских Святителей, которые дошли до нас, лишь малая толика их деяний.

Все трое жили и творили в четвертом веке, в определяющее для христианства время. Молодая религия становилась главенствующей в Римской империи, понемногу вытесняя язычество.

Происходила глобальная трансформация мировоззрения: языческий античный мир неохотно уступал место христианской культуре.

Власти уже принимали указы о запрещении капищ и жертвоприношений, активно строились христианские церкви, но за их приделами продолжали существовать языческие ритуалы и храмы.

Три Святителя объясняли вчерашним язычникам смысл Веры и Святой Троицы, истолковывали Писание, произносили пламенные речи, обличали ересь, занимались продвижением христианства в массы. Причем эти люди были наглядным образцом высокой нравственности и набожности как для бедняков, так и для высокомерной римской знати.

Иоанн Златоуст цитаты

Иоанн Златоуст

Вселенский учитель, Всемирное Светило, Уста Христовы – такие эпитеты заслужил от святых отцов и богословов Святитель Иоанн Златоуст. Афоризмы, крылатые выражения и труды его наполнены жизнью, светом веры и любовью.

Родившись в 347 году и скончавшись в 407, он прожил довольно долгую для тех веков жизнь и большую ее часть неистово работал во славу Христа и ради главенства Православия, пройдя путь от инока до Константинопольского Архиепископа, познав величие, падение и мученическую смерть.

Детство, юность, образование

Он родился в 347 году в городе Антиохия в семье знатного чиновника и военачальника. К сожалению, отец умер почти сразу после рождения Иоанна, поэтому он остался на попечении матери, Анфусы.

Будучи еще молодой женщиной, она не стала искать себе нового мужа, а посвятила себя воспитанию сына. Это во многом определило формирование взглядов и характера Иоанна Златоуста.

Цитаты о воспитании занимают видное место в его трудах.

Его изречение «Родить детей — дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – это дело ума и воли» звучит как благодарность и почтение к матери, которая приложила все силы, чтобы дать ребенку блестящее образование, а главное — воспитать его цельной, благородной и добродетельной личностью.

Иоанн Златоуст цитаты

С малых лет Иоанн был погружен в благодатную для пытливого ума среду интеллектуалов Антиохии. Его учителями были: известный во всей Византии ритор Либаний, философ Андрагат, богослов Диодор и епископ Мелетий.

Благодаря таким преподавателям отменные способности Иоанна развились и отточились настолько, что к двадцати годам он превратился в блестяще и многогранно образованного молодого адвоката с удивительным красноречием и даром убеждения.

Служение Богу

Однако адвокатура не была призванием Иоанна и быстро ему наскучила.

Глядя на самоотверженность и любовь матери-христианки, общаясь с философами и богословами, он понял, что его предназначение тесно связано с христианством и служением Богу.

В 367 году Иоанн прошел ритуал крещения и стал церковным чтецом. А после смерти матери его связь с мирской суетой столь ослабела, что он решился постричься в иноки.

Духовенство Антиохии сразу отметило образованность и истовость Веры новоявленного брата и предложило ему епископскую кафедру, но Иоанн отказался: на тот момент он считал иночество истинной философией духа и лучшим способом для служения. На четыре года он удалился в пустыню, два из них провел в полном безмолвии, что стало настоящим подвигом для человека, которого впоследствии за ораторский дар будут называть Иоанн Златоуст.

Цитаты и первые зрелые труды появились именно во времена затворничества. У Иоанна много времени было для работы, молитв и размышлений. Однако суровый аскетизм, закалявший его дух и Веру, наносил вред телу. Постоянные лишения и ограничения иночества подкосили здоровье Иоанна, чтобы не умереть, он вынужден был вернуться в город.

Иоанн Златоуст цитаты

Дьякон и просвитер

Но даже болезнь не смогла справиться с его неудержимым темпераментом и жаждой служения Богу. В 381 году его учитель, епископ Антиохии Мелетий, посвятил Иоанна в сан дьякона, а в 386 году он становится пресвитером.

В этом сане ярко раскрылись его дарования.

Следуя обязанностям пресвитера, будущий Вселенский Святитель не только проводил священнодействия во время служб, но и учил прихожан благочестию и догматам церкви, толковал Писание, произносил пасторские и нравоучительные речи.

За красоту и логичность его проповедей, умение просто и доступно объяснить сложные догматы, способность зажечь сердца Верой к Всевышнему и любовью к ближнему за ним по праву закрепилось имя Иоанн Златоуст.

Цитаты и речи пресвитера в течение одиннадцати лет неизменно собирали верующих Антиохии, желающих услышать слово Божье от блестящего оратора и пастора.

Молва о популярности и дарованиях Иоанна докатилась до столицы Византии и отчасти послужила причиной его взлета.

Иоанн Златоуст архиепископ

Он был рукоположен в сан Архиепископа Константинопольского в 397 году. В этом качестве он устраивал всех: императора, высший клир, народ и знать.

Высшее церковное звание не изменило характера Иоанна, он оставался неистовым проповедником Слова Божьего и заветов Христовых.

С архипастырской кафедры продолжал обличать распущенность и упадок нравственности, суетность мирских богатств, бесправное положение бедных.

Но не только проповеди и цитаты Святителя Иоанна Златоуста были его оружием против несправедливости, он всегда был человеком непосредственного дела. Новый архиепископ осуждал чрезмерную пышность столичных храмов и тягу священников к показной роскоши, поэтому сразу распродал помпезную обстановку предшественника, а деньги отдал на больницы и еду малоимущим.

Иоанн Златоуст цитаты

Иоанн отдавал предпочтение простой еде, а не пирам, на которые его звала константинопольская знать. Он осуждал богачей за их безудержную тягу к обогащению, их разгульную жизнь, призывал к христианскому милосердию и необходимости помощи бедным.

Кроме того, он объявил настоящую войну ереси, новоцианству и арианству, начал конфликтовать с духовенством и монашеством.

Иоанн низложил пятнадцать епископов по всей Византии, а также умалил роль иночества, на собственном опыте зная, что аскетизм и отшельничество подходят далеко не всем верующим.

Конфликт с императрицей

Несгибаемый, честный и принципиальный архипастырь стал любимцем народа, но монашество, духовенство и богачи затаили на него злобу и ждали удобного случая, чтобы низложить его. И вскоре повод появился.

Для далекого от столичных интриг и дворцовой дипломатии Иоанна на первом месте всегда стояла справедливость. Видя грех, он называл его грехом.

Иоанн не смотрел на статус того, кто совершил злодеяние: человека согрешающего он считал неправедным.

Византийская императрица Евдоксия поступила не по-христиански, когда отняла все имущество у вдовы опального чиновника. Иоанна это возмутило, не таясь и не думая о последствиях, он обличил Евдоксию в вероломстве и грехе, на ее примере показав распущенность и упадок морали в Константинополе. Не мудрено, что гордая императрица не снесла публичного обвинения и пришла в ярость.

Этим воспользовались обиженные на архиепископа вельможи, духовенство и примкнувшее к ним монашество. В 404 году около Халкидона был организован собор из враждебных Иоанну епископов. Преувеличенные или лживые обвинения стали лишь формальным поводом для неизбежного низложения первосвященника.

Иоанн Златоуст цитаты

Ссылка и смерть

Решение собора привело к недовольству в народе. Начались столкновения в Константинополе, однако Иоанн самолично покорился воле собора, чтобы не множить убийства и пролитую кровь. Его сослали в Малую Армению, в небольшой городок Куркуз.

Цитаты, афоризмы и высказывания Иоанна Златоуста времен его ссылки показывают, что этого человека не сломили обстоятельства и невзгоды. Он занялся обширной перепиской с друзьями и сторонниками.

Сохранились десятки писем, в которых он продолжал учить, толковать, утешать, наставлять.

Непреклонность и воля Иоанна не давали покоя властям и духовенству в столице. Оттуда пришел приказ переправить больного проповедника еще дальше от Константинополя, в Пифиунт, нынешнюю Пицунду.

Здоровье немолодого человека не выдержало долгой дороги, которую он вынужден был преодолевать пешком.

Иоанн Златоуст, не дойдя совсем немного до Пифиунта, умер в глухом местечке Понтийские Команы, со словами благодарности Богу на устах.

Наследие

Святитель Иоанн Златоуст — необычайно плодовитый автор, до нас дошло почти две тысячи манускриптов с его произведениями. Сложно представить, сколько их было на самом деле. Все труды можно разделить на три части: трактаты, слова и речи.

Трактаты написаны в период Антиохийской жизни. Слова произносились Иоанном по самым разным темам, например «Восемь слов против Иудеев» или «Двенадцать слов против Аномеев».

Речи были любимой формой выражения мыслей Святителя, именно в них он проявлял искусство убеждения и красноречия, за которое получил прозвище Златоуст. Но серьезные трактаты обыкновенно изучают богословы.

Для большинства верующих мудрость Святителя Иоанна раскрывается в его коротких изречениях, которые взяты из его трудов.

Иоанн Златоуст цитаты

Иоанн Златоуст: цитаты, афоризмы, высказывания, особенности

Святитель обладал даром живого, дарящего понимание слова. Его нравоучения просты и доступны любому. Не надо обладать глубокими знаниями в философии или религии, чтобы уловить те важные истины, которые хочет донести до читателя проповедник. Свод его цитат является практическим руководством для христиан в самых разных областях жизни.

О любви и воспитании детей

Святитель был страстным толкователем Писания. Он считал, в Библии есть ответы практически на любой вопрос верующего. Но самая главная Истина, которой учат Священные тексты, является побеждающая сила Любви. Без Любви невозможна Вера, без нее немыслим душевный покой, и жизнь теряет смысл, учит Иоанн Златоуст.

Цитаты о любви встречаются очень часто. Например, известное высказывание гласит: «Любовь — крепкая стена, которая неприступна не только для людей, но и для дьявола». По мнению святого, любовь должна пропитывать все существование христианина, начиная с вопросов веры и заканчивая вопросами воспитания и отношения к ближним.

Иоанн Златоуст цитаты

О богатстве

Не меньшее внимание Златоуст уделял губительному влиянию суетного стяжательства и погони за мирскими богатствами. Он учил прихожан и читателей о нравственно правильном отношении христиан к приходящим и тленным сокровищам.

Он рассуждал не только о том, что богатство рождает страх в душе обладателя и порабощает его, но и о том, что безудержная жажда наживы богачей приводит к обнищанию простого люда.

Читайте также:  Святой василий острожский: молитва, икона, житие

Святитель призывал отрекаться от духа стяжательства и привязанности к вещам и говорил: единственное, что у христианина может быть в собственности, это его добрые дела.

О несправедливости

Чуткое христианское сердце Иоанна не могло спокойно смотреть на несправедливость, о чем он часто вспоминал в трудах и проповедях.

Как истинный сын своей эпохи, Святитель не стремился к глобальным социальным изменениям, он принимал существующий порядок, но старался изменить нравственность и мировоззрение каждого, кто его слушал.

Иоанн проповедовал милосердие, говорил о помощи нуждающимся людям и, конечно, о любви, повторяя библейские слова «любовь не ищет своего».

Источник: https://religiya.temaretik.com/1782607810906819296/arhiepiskop-ioann-zlatoust-tsitaty-aforizmy-vyskazyvaniya-i-krylatye-vyrazheniya/

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст цитаты 4.0 Из того, что для нас полезно, божественное Писание ни об чем не умолчало, ничего не забыло, но постоянно возглашает – и через пророков и через апостолов и и, как чадолюбивая мать своих детей, каждого из нас наставляет, утверждает и предупреждает; напоминает оно нам и о минувшем, и о настоящем, и о будущем, ничего не пропуская, как сказано, из того, что нам полезно; и притом говорить обо всем этом не тайно, не вполголоса, но повсюду, во всеуслышание провозглашает и через закон, и через пророков, и через апостолов, и даже устами Самого Господа, — как само оно об этом свидетельствует через пророка Исайю: «взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе» (Ис. 58:1), а в другом месте: «взойди на высокую гору, благовествующий Сион», и немного спустя: «возвысь, не бойся» (40:9). Или Давид говорит: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Пс. 68:4). Иоанн Богослов в своем соборном послании наставляет: «наблюдайте за собою» (2 Иоан. 1:8). А что внушает Павел? «смотрите, поступайте осторожно» (Ефес. 5:15). А Господь? «Я говорил явно миру; и тайно не говорил ничего» (Иоан. 18:20), а в другом месте евангелист свидетельствует о Нем, что Он «возгласил: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (7:37). Видишь, сколько усилий, сколько старания, сколько ревности в призывании, и никто не внимает? Свернуть  Из того, что для нас полезно, божественное Писание ни об чем не умолчало, ничего не забыло, но постоянно возглашает – и через пророков и через апостолов и и, как чадолюбивая мать своих детей, каждого из нас наставляет, утверждает и предупреждает; напоминает оно нам и о минувшем, и о настоящем, и о… Развернуть 
Разместил to1l
Иоанн Златоуст цитаты 4.5 И корабль, неподверженный буре, плывет благополучно: так и душа, не занятая общественными делами, находится в пристани. Поэтому-то женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Оттого именно и Иаков был «кротким», что жил дома и был свободен от внешних тревог. Свернуть  И корабль, неподверженный буре, плывет благополучно: так и душа, не занятая общественными делами, находится в пристани. Поэтому-то женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Оттого именно и Иаков был «кротким», что жил дома и был свободен… Развернуть 
Разместил to1l
Иоанн Златоуст цитаты 4.5 А если кто будет ссылаться на дела и заботы, на недосуг при множестве занятий общественных и частных, то, во-первых, это-то самое и служит к немалому их осуждению, что они заняты таким множеством дел, и так совершенно связаны житейскими попечениями, что не имеют даже немного свободного времени для занятий более чем всякие другие, необходимых; во-вторых, это только отговорка и предлог, в чем обличают их и приятельские сходбища, и провождение времени на зрелищах, и стечение на конные состязания, на которых часто проводят целые дни, и, однако, никто в таких случаях не жалуется на множество дел. Свернуть  А если кто будет ссылаться на дела и заботы, на недосуг при множестве занятий общественных и частных, то, во-первых, это-то самое и служит к немалому их осуждению, что они заняты таким множеством дел, и так совершенно связаны житейскими попечениями, что не имеют даже немного свободного времени… Развернуть 
Разместил to1l

Источник: https://www.livelib.ru/author/219049/quotes-ioann-zlatoust

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст цитаты
(ок. 350 – 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты – гражданин? Ты – путник. (…) Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе [на небесах]; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.

Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.

Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.

Где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение.

Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты – мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты – богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты – разбойник? Можешь приобрести рай. (…) Нет такого греха, который не изглаживался бы покаянием.

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы: как же ты хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. (…) Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей.

Как доброе дело – помнить о своих грехах, так доброе же дело – забывать о своих добрых делах.

Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.

Разве Церковь – в стенах? Церковь – во множестве верующих.

Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души.

Если бы все стремились к архиерейству, как к обязанности заботиться о других, то никто не решился бы скоро принять его. А то мы гоняемся за ним так же точно, как за мирскими должностями.

(…) Чтобы достигнуть почестей у людей, мы погибаем пред очами Божиими.

Народ составляют святые, а не толпа народа.

Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших (…)? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших.

Человек (…) может сделаться и ангелом, и зверем.

Завидующий не может не быть и клеветником.

Мы обращаемся к оскорбителям как бы к каким великим людям, когда говорим: ты кто, что оскорбляешь? (…) А следовало бы говорить, напротив: ты оскорбляешь? – оскорбляй; ведь ты – ничто. Скорее к тем, которые не наносят оскорблений, следовало бы говорить: ты кто, что не оскорбляешь? Ты выше естества человеческого.

Наше гражданство на небе, а не на земле.

Что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это – кротость. Что такое дерзновение? (…) Когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя.

  • Кротость есть признак великой силы; (…) не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством.
  • Свойство учителя – не колебаться в том, что сам он говорит.
  • Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.
  • [Бог] не хочет, чтобы мы радовались наказанию других даже и тогда, когда Он сам их наказывает, – потому что и Сам неохотно наказывает.

Что же такое толпа? (…) Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого?

Если каждый из толпы сам по себе достоин презрения, то, когда таких много, они заслуживают еще большего презрения. Глупость каждого из них, когда они собраны вместе, становится еще большею, увеличиваясь от многочисленности. Поэтому каждого из них порознь, конечно, можно бы исправить, (…) но нелегко было бы исправить всех их вместе, – оттого что безумие их в таком случае увеличивается.

Язычников не столько обращают чудеса, сколько жизнь [христиан]. (…) Доколе проповедь не была еще распространена, чудеса по справедливости были предметом удивления, а теперь нужно возбудить удивление жизнью.

Что за польза – обнажить одного и одеть другого? Милостыня должна происходить от сострадания, а это – бесчеловечие. И хотя бы мы отдали даже все, что похитили у других, для нас не будет никакой пользы.

Это показывает Заккей, который тогда умилостивил Бога, когда обещал возвратить похищенное четверицею (Лука, , ).

А мы, похищая весьма много, а отдавая мало, думаем умилостивить Бога, не зная, что тем самым еще более прогневляем Его.

Мы умываем же руки, когда входим в церковь: зачем же не омываем сердца?

Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то (…) милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие.

Стыдись грешить, но не стыдись каяться.

Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.

Ты грешишь? Не отчаивайся; (…) и если каждый день согрешишь, каждый день кайся. (…) Для божественного милосердия меры нет. (…) Твоя злоба, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно.

  1. Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.
  2. Не вино зло, (…) а пьянство.
  3. [Корыстолюбец] бережет свое, как чужое.
  4. Ты здесь [на земле] странник и пришелец; твое Отечество на небесах.

Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного.

Не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Лишился ли ты чего? Не скорби – этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби – это полезно.

Не говорим, будто все зло оттого, что едим и пьем: не от этого оно, а от нашей беспечности и жадности. Диавол не ел и не пил – а пал; а Павел ел и пил – и взошел на небо.

Не странно ли признавать небо гораздо лучшим земли, а переселившихся туда – оплакивать?

Время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-нибудь потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни.

Вступать или не вступать в брак – зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.

Читайте также:  Молитва о муже - сила молящейся жены

Иное – судия, иное – податель милостыни. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным.

Если можно сказать нечто странное, то (…) душа спящего как бы спит, а у умершего, напротив, бодрствует.

Награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды.

Настоящее – театр; здешние предметы – обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь, или лучше – день: ночь для грешников, а день для праведников; когда закроется театр (…), обманчивые виды будут отброшены; (…) и как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника, говорит: э, не был ли этот в театре философом? – а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? – а здесь вижу в нем какого-то низкого человека; (…) так будет и там.

Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны.

Бог не свел с небес ангелов и не приставил их учителями к человеческому естеству, чтобы по причине превосходства своей природы и по причине неведения человеческой немощи они не делали упреков против нас очень беспощадно; но Он сделал смертных людей учителями и священниками, людей, облеченных немощию, чтобы одно и то же, виновность в том же самом и говорящего, и слушающих сделалась уздою для языка говорящего человека, не позволяющею делать обвинений сверх меры.

Какого ты достигаешь успеха чрез то, что не исповедуешься? (…) Хотя бы ты не сказал, Он [Господь] знает; если же ты скажешь, Он забывает.

  • Военачальнику мы в особенности удивляемся тогда, когда даже в его отсутствие войско соблюдает порядок.
  • Никакое существо не может хорошо знать высшего существа, хотя бы между ними было и малое расстояние.
  • Не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо.

Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.

Не множество тел мы желаем видеть в церкви, а множество слушателей.

Как солнце восходит каждый день, и, однако, мы не говорим, что много солнц, но одно солнце, ежедневно восходящее, так и Пасха совершается всегда (…). Где торжествует любовь, там и праздник.

  1. [Человеческая] душа стоит, а лучше сказать – и дороже множества народов.
  2. Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать, (…) помыслами отчаяния прикрывать слабость воли.
  3. Слава Богу за все.
  4. Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.
  5. Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
  6. Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.

Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.

  • Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспречинный, громким ревом вокруг разнесенный.
  • Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
  • Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
  • Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
  • Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
  • Всюду жестокостью и трудом человек увеличивает полезное.
  • Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы го ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.
  • Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.

Источник: https://vsebasni.ru/aforizmy/ioann-zlatoust.html

Иоанн Златоуст цитаты

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Нет, наверное, такого православного христианина, который был не читал послание Иоанна Златоуста. Этот святой является философом и богословом.  Он в проповедях выступал против распущенности современного общества. Иоанн был заступником обездоленных людей.

Святой на протяжении двух лет соблюдал обет молчания. На протяжении этого времени он не произнес ни единого слова. Поучения Иоанна Златоуста читает большое количество православных верующих. При этом стараются поддерживать их смысл на протяжении своей жизни.

Иоанн Златоуст цитаты

Святой богослов

Иоанн Златоуст — это Константинопольский архиепископ и богослов. В православии он почитается как один из трех святителей и учителей. Днем памяти считается 13 ноября.

Родился святой в 347 году В Антиохии. Вскоре после его рождения отец Иоанна умер и все трудности воспитания легли на мать. Несмотря на то, что мать стала вдовой в достаточно юном возрасте она больше не выходила замуж. Женщина всю свою жизнь посвятила воспитанию сына. Мальчик очень рано приступил к углубленному изучению Святого Писания. И после смерти своей матери он принял иночество.

Прошло не много времени как он был назначен епископом кафедры. В это время святой и начал писать свои священные цитаты. Он два года находился в пещере выполняя обет молчания.

В тот период Иоанн сильно изнемогал и для того, чтобы восстановить свои силы он был вынужден, вернутся в родной город. Все последующие годы он не прекращал писать и создавал все больше и больше новых уникальных творений.

Спустя некоторое время святой был назначен пресвитера. Его основным заданием было проводить проповеди о Боге.

Он идеально справлялся со своим заданием. Тогда и получил он свое прозвище «Златоуст».  После смерти архиепископа, его назначили патриархом в его родном городе. Именно в этот период он начал работать над совершенством священства.  Все деньги, выделенные для архиепископа он отдал на содержание больниц и гостиниц.

В 404 году, когда императрица приказала отобрать собственность у богатой вдовы, имеющей много детей, святой заступился за нее. Императрица в свою же очередь затаила на него огромную злобу и ему стало грозить изгнание.

Чтобы этого избежать святой за помощью обратился к Папе Римскому. Спустя несколько лет Иоанн сильно заболел. Но несмотря на это его недоброжелатели не унимались, и он был заслан в Пифиунт.

Замученный гонениями и недугами он на протяжении трех месяцев под стражей свершал свой последний путь.

Над ним сильно издевались и избивали. 14 сентября следующего года Иоанн Златоуст скончался. После своей мирской жизни он оставил много цитат и писаний. Они и по сей день помогают людям найти свое призвание и уберечься от ошибок.

Цитаты

Эти писания имеют глубокий смысл. Они помогают многим людям обрести уверенность в себе и найти выход из любого положения. Святой писал на абсолютно разные житейские темы:

  • дети,
  • семья,
  • любовь,
  • воспитание и т.д.

Некоторые цитаты представлены ниже.

Иоанн Златоуст о священстве:

  1. Много было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовью ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они — людей равнодушных ко мне.

    Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились одним и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковою охотой и ревностью занимались красноречием и одинаковые имели желания, проистекавшие от одних и тех же занятий.

    И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходе из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях.

  2. Кроме этих, и другие причины сохранили единодушие наше неразрывным и твердым, ибо мы не могли превозноситься один пред другим знаменитостью отечества. Не было и того, чтобы я изобиловал богатством, а он жил в крайней бедности, но мера нашего имущества столь же была равна, как и наши чувствования. И происхождение было у нас равночестное, и всё содействовало нашему согласию.

Иоанн Златоуст детям:

Если и то, что он был священник, и что старец, и что знаменит, и что двадцать лет безпорочно начальствовал над еврейским народом, — если все это не в силах было его оправдать, но он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая громадная волна, все завалил и все подвиги закрыл, то какое наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара? Подобно тому, как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители — в грехах детей. И очень правильно.

Если бы грех присущ был людям по природе, то иной по праву мог бы рассчитывать на оправдание, а так как мы по доброй воде бываем злы и добры, то какое благовидное основание может указать тот, кто допускает любимейшему своему (дитяти) развращаться и делаться порочным? Не оставляй лучше детям богатства, а оставь добродетель.

И разве не крайне безрассудно, что при своей жизни не делают их распорядителями всего имущества, а по смерти предоставляют великую свободу легкомысленной юности.

Находясь в живых, мы по крайней мере в состоянии были бы потребовать отчета, в случае дурного пользования образумить и обуздать; а когда помрем, то, лишив их нас самих и оставив в их распоряжении молодость и богатство, толкнем их в безчисленные пропасти бедствий и несчастий. Будем поэтому стремиться не к тому, чтобы покинуть их богатыми, но к тому, чтобы — добродетельными.

Ведь если они понадеются на богатство, то ни о чем другом не станут заботиться, потому что изобилие денег затемнит для них порочность нравов; а если они увидят, что лишены всякого с этой стороны утешения, то предпримут все, чтобы при помощи добродетели найти великое утешение в бедности.

Читайте также:  Молитва сергию радонежскому о здравии

Итак, не будем приступать к частным или общественным занятиям прежде, чем направим их душу.

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих: продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

И действительно, если ты хорошо воспитаешь ребенка, то и он также — своего сына, а тот — своего: и до самого края будет простираться как бы некоторая цепь и последовательность превосходнейшей жизни, берущая от тебя.

Иоанн Златоуст, воспитание:

«Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли».

«…Небрежение о детях есть больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия…Мы не только сами не имеем попечения о детях, но и против желающих делать это строим козни и восстаем и относимся к детям своим хуже всякого варвара.

Ибо жестокость варваров доводит только до рабства, до опустошения и пленения отечества, и вообще до бедствий телесных; а вы порабощаете самую душу и, связав её как какую-нибудь пленницу, предаете, таким образом, лукавым и свирепым демонам и их страстям.

Именно это, а не другое делаете вы, когда и сами не внушаете детям ничего духовного, и другим делать это не позволяете…»

«Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это, и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы ( и пусть не приписывают этих слов гневу), что они хуже детоубийц».

«Помышляй, что у тебя в доме две золотые статуи – дети; каждый день настраивай и осматривай их тщательно, и всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу.

Подражай блаженному Иову, который, боясь за ошибки у них и в мысли, приносил за них жертвы, и многое оказывал о них промышление; подражай Аврааму, который старался не о деньгах и приобретениях, но о божественных законах, чтобы внушить потомкам тщательное их соблюдение».

«Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных убийств; «Закон положен не для праведника».

Иоанн Златоуст о семье:

  • В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.
  • В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.
  • Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.
  • Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.
  • Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.
  • Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

Смотрите еще видео с избранными поучениями святого богослова:

  • Молитва от головной боли Иоанну Предтече
  • Акафист Иоанну Златоусту

Источник: https://tolkovanie.info/ioann-zlatoust-tsitaty/

Иоанн Златоуст цитаты (199 цитат) | Цитаты известных личностей

Discover interesting quotes and translate them.

Start translating

Page 2

—  Иоанн Златоуст Беседа 33. О том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/33

Page 3

—  Иоанн Златоуст Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/2_2/8

Page 4

—  Иоанн Златоуст Беседа 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» (1Кор. 1:1), и о смиренномудрии http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/12

Page 5

—  Иоанн ЗлатоустО Лазаре, Не видишь ли, сколь многие из живых добродетельно претерпели многочисленные бедствия и отошли, не получив ничего доброго, а другие, напротив, жили весьма нечестиво, похищали чужое имущество, грабили и притесняли вдов и сирот, наслаждались богатством, роскошью и бесчисленными благами и отошли, не потерпев ни малейшего зла? Итак, когда же и первые получат награду за добродетель и последние понесут наказание за нечестие, если дела наши оканчиваются со здешней жизнью? Если Бог существует, как и действительно существует, то всякий скажет, что Он праведен, если же праведен, то надобно согласиться, что и тем и другим воздаст по достоинству. Если же Бог имеет воздать тем и другим по достоинству, а здесь никто из них не получил: тот — наказания за грехи, а этот — награды за добродетель, то ясно, что будет еще время, когда и тот и другой получат должное воздаяние. Слово четвертое http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/1_2/13_4

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 3. О жизни по Богу и на слова: «Тесны врата»… и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш» http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/3

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 4. О расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/4

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 13. На слова Апостола: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение и пр. (Рим.5:3) http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/13

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 24. На слова апостола: Имея тот же дух веры, как написано (2Кор.4:13) и на слова: веровал, и потому говорил (Пс.115:1), и о милостыне http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/24

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 29. На слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя (1Тим. 5:9), и о воспитании детей, и о милостыне http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/29

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 32. О том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/32

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 32. О том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/32

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 37. Когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_2/37

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 37. Когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_2/37

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, даже на жену и детей, любезнее которых ничего не может быть для мужей, но все брошено и попрано, потому что эта жестокая и бесчеловечная владычица, как жестокая госпожа, как свирепый варвар, как всенародная и жадная блудница, срамит, терзает и бесчисленным подвергает опасностям и мучениям тех, которые отдались ей в рабство. Беседа 47. о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_2/47

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на псалмы, Беседа на псалом 4 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/5_1/4

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на псалмы, Беседа на псалом 127 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/5_1/127

—  Иоанн ЗлатоустТолкование на святого Матфея евангелиста, Беседа 59 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/7_2/59

—  Иоанн ЗлатоустТолкование на святого Матфея евангелиста, Беседа 80 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/7_2/80

—  Иоанн ЗлатоустТолкование на Евангелие от Иоанна, Беседа 134. Слово огласительное во святую Пасху http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/8_2/134

Page 6

—  Иоанн Златоуст Беседа пятнадцатая. На слова (Писания): «Знай, что ты посреди сетей идешь», — и о том, что клясться хуже, чем убивать http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/2_1/15

Page 7

—  Иоанн ЗлатоустИз письма епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу. Это письмо было написано, как полагают, в Кукузе в 404 году.

Page 8

—  Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.

Писания, Беседа 19. На слова: жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так (1Кор.7:39—40) http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/19

Page 9

—  Иоанн Златоуст Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/2_2/14

—  Иоанн ЗлатоустТолкование на Послание к Евреям, Беседа 33 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_1/33

—  Иоанн Златоуст Беседа 10 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/11_2/10

—  Иоанн Златоуст Письмо седьмое http://www.pravoslavie.ru/put/050812155448.htm

—  Иоанн Златоуст Беседа 1 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_1/1

—  Иоанн Златоуст Беседа 2 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/11_2/5_2

—  Иоанн Златоуст Беседа 4 (Рим. 1:26,27) http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/9_2/4

—  Иоанн Златоуст Беседа 26 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_1/27

—  Иоанн Златоуст Беседа 38 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_1/39

—  Иоанн Златоуст Беседа 114. Беседа об отречении Петра, и о кресте, и о том, как Иосиф послужил прообразом Христа http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/8_2/114

—  Иоанн Златоуст Беседа 48 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/9_1/48

—  Иоанн Златоуст Беседа 31 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_1/32

—  Иоанн Златоуст Беседа 7 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_2/7

—  Иоанн Златоуст Беседа 71 (на Иоан. 13:12) http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/8_2/71

—  Иоанн Златоуст Беседа 40 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/7_1/40

—  Иоанн Златоуст Письмо четвертое https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/pisma_k_raznym_licam/4_4

„Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Etiam egestas wisi a erat. Morbi imperdiet, mauris ac auctor dictum.“

Источник: https://ru.citaty.net/avtory/ioann-zlatoust/

Иоанн Златоуст — цитаты

Не видите ли, что пчела, ужалив, умирает? Через это насекомое Бог учит нас тому, чтобы мы не оскорбляли ближних, потому что в таком случае сами наперед подвергаемся смерти. Уязвляя их, мы, может быть, причиняем им некоторую боль, но сами, подобно этому насекомому, уже не остаемся живы.

Страшен не грех, но бесстыдство после греха.

Не будь искушения, не было бы и венца; не будь подвигов, не было бы и наград; не будь борьбы, не было бы и почестей; не будь скорби, не было бы и утешения; не будь зимы, не было бы и лета.

Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.

Нет ничего равного терпению. Оно — царица добродетелей, основание совершенств, безмятежная пристань, мир во время войн, тишина во время бури, безопасность среди злоумышлений, оно делает обладающего им крепче адаманта.

Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — всегда опускаться. Ведь очень трудно снизу забраться наверх, но сверху спускаться легко, не то что восходить.

Постыдимся хотя бы зверей. У зверей всё общее: и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса. А человек делается свирепее зверя, говоря эти холодные слова: «То твоё, а это моё».

Вступать или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.

Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.

Из письма к епископу Елгавдию.

Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобную брань, тогда и одерживают победу, так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас, если мы сами не воспламенимся, то он не будет иметь никакой силы.

Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.

Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

Источник: https://citaty.info/man/ioann-zlatoust

Ссылка на основную публикацию