Молитва царственным страстотерпцам

Молитва Царственным Страстотерпцам

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора: Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года.

Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца — Императора Александра III — 20 октября 1894 года.

Коронование на царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса — будущая Российская Императрица Александра Феодоровна — 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года.

В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татиана (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий.

Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.

Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России.

За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах.

В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося.

Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых.

В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год).

Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

Император, от природы замкнутый, чувствовал себя спокойно и благодушно прежде всего в узком семейном кругу. Знавшие семейную жизнь Императора отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной Семьи. Центром ее был Цесаревич Алексий, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды.

Обстоятельством, омрачавшим жизнь Императорской Семьи, была неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно.

Характер болезни являлся государственной тайной, и родители часто должны были скрывать переживаемые ими чувства, участвуя в обычном распорядке дворцовой жизни.

Императорская чета отличалась глубокой религиозностью. Императрица не любила светского общения, балов. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия.

Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям.

Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу.

Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за службой.

Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов.

С началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы – одним словом, делает все, что было важно для ведения этой войны.

Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми – Великими Княжнами Ольгой и Татианой, — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.

Император рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом, впрочем, всегда предоставляя ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всей совокупности военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола. Отрекаясь от Царской власти, Государь надеялся, что желавшие его удаления сумеют довести войну до победного конца и не погубят Россию. Он боялся, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля.

Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелые душевные мучения.

«Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», — говорил Государь.

Духовные мотивы, по которым последний Российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, отрекся от престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер.

Не случайно при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.

В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заключении.

Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора.

Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках тобольского губернаторского и екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях, страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь.

В Царской Семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.

Императорская Семья проводила много времени в душеполезном чтении, прежде всего Священного Писания, и в неопустительном посещении богослужений. Доброта и душевное спокойствие не оставляли в это тяжелое время Императрицу.

В письмах Александры Феодоровны раскрывается вся глубина ее религиозных чувств — сколько в них силы духа, скорби о судьбе России, веры и надежды на помощь Божию! И к кому бы она ни писала, она находила слова поддержки и утешения.

Эти письма – настоящие свидетельства христианской веры.

Утешение и крепость в перенесении скорбей узникам давало духовное чтение, молитва, богослужение, причащение Святых Христовых Тайн. Множество раз в письмах Государыни говорится о духовной жизни ее и других членов Семьи: «В молитве утешение: жалею я тех, которые находят не модным, не нужным молиться».

В другом письме она пишет: «Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример.

Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного».

Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети.

Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший Царских детей, писал: «Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя.

Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной — меня привело в изумление ».

  • В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.
  • Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись.
  • В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в Екатеринбурге совершилось злодейское убийство Царской Семьи.
  • Молитва Царственным Страстотерпцам
  • МОЛИТВА СВЯТЫМ ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦАМ

    О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси.

Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление.

Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею.

Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  1. Тропарь святым Царственным мученикам,глас 5  Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.  Ин кондак святым Царственным мученикам 
  2.  Кондак царственных страстотерпцев, глас 8  Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
  3. День памяти: 17 июля

Назад к списку

Источник: http://www.skoropos.prihod.ru/svjatyni_khrama/view/id/1159101

Псаломщик — <

Тропарь, глас 4:

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю.

/ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша.

/ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

  • Ин тропарь, глас 5:
  • Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.
  • Ин тропарь, глас 7:
  • А́нгели земли́ Росси́йския,/ и воскресе́ния ея́ путеводи́телие,/ Царю́ Никола́е и Цари́це Алекса́ндро,/ нача́вшемуся богоотступле́нию,/ Держа́вою благове́рне пра́вившии,/ и ю́ныя Вели́кия Княжны́,/ в труде́х и милосе́рдии до́бре подвиза́вшияся,/ и Царе́вичу страда́льче Алекси́е,/ Ца́рственнии страстоте́рпцы,/ я́ко а́гнцы незло́бивии,/ от безбо́жных губи́телей Руси́/ му́чимии и закла́ннии,/ ны́не же ца́рство ве́чное прии́мшии,/ моли́теся Небе́сному Царю́ царе́й/ о Держа́ве сро́дников ва́ших,/ просвети́тися ей ве́рою отце́в// и покая́нием па́ки возроди́тися.
  • Кондак, глас 8:
  • Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
  • Ин кондак, глас 6:
  • Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
  • Ин кондак, глас 3:

Днесь ублажа́ем Ца́рственныя страстоте́рпцы,/ пе́рвее богоуго́дне Росси́и послужи́вшия,/ труды́ и ско́рби ве́лия поне́сшия,/ от богобо́рцев за благоче́стие возненави́денныя,/ и сего́ ра́ди я́ко Правосла́вия столпи́,/ слуга́ми диа́вола убие́нныя./ Мо́лим вы, святи́и му́ченицы:/ Никола́е, Алекса́ндро, Алекси́е,/ О́льго, Татиа́но, Мари́е, Анастаси́е,/ моли́те Христа́ Бо́га// благоче́стием просвети́ти лю́ди ва́ша.

Читайте также:  Икона серафима саровского на камне

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́.

Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние.

Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Назад к списку

Источник: http://diak.ortox.ru/*_muchenikam/view/id/1168931

Записки | БФ Правжизнь. Поминайте своих близких на богослужениях

Святые Царственные мученики – последний Русский император Николай II, его жена царица Александра Федоровна, их сын Алексей и дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Они — образец христианской семьи, кротости, терпения и надежды на Бога. Их подвиг – жертва во имя любви к Родине.

С истинно христианским смирением и послушанием воле Божией прошли они свой нелегкий жизненный путь, который завершился на “Ипатьевской Голгофе”.

Святым Царственным мученикам молятся в следующих случаях:

  • о здравии;
  • о святом православном воинстве, воинах и Отечестве;
  • о создании семьи, даровании хорошего жениха, невесты;
  • о сохранении мира и любви между супругами, даровании благополучия семье;
  • о даровании детей;
  • о помощи в воспитании и обучении детей;
  • об утешении и помощи в болезнях, скорбях, тюремном заключении;
  • о спасении от врагов видимых и невидимых.

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.

Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша.

Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии и венцы Небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие!

Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую Церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте.

В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во оте́честве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте.

О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, супруги в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Царю мученику Николаю

О святый страстотерпче, царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси.

Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление.

Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею, царицею Александрою, и царственными чады Алексием, Ольгою, Татияною, Мариею и Анастасиею.

Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего, и подаст грехов прощение, и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небесного Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Последний русский император Николай Второй родился 18 (6) мая 1868 года. В этот день Церковь вспоминает память святого Иова Многострадального. В детстве будущего правителя воспитывали довольно строго. «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети», – говорил воспитателям его отец, император Александр III.

Цесаревич получил прекрасное образование: он отлично знал военное дело, историю России и мира, естественные и гуманитарные науки. Император обладал быстрым умом, хорошей эрудицией и сильным характером. Со своей будущей супругой, тогда ещё Гессенской принцессой Алисой, он познакомился на свадьбе своего дяди, Великого князя Сергея Александровича. С тех пор молодые люди решили быть вместе.

Принцесса Алиса Гессенская была дочерью герцога Дармштадского Людвига и дочери английской королевы Виктории, Алисы. В младенчестве ее называли «Солнышком» за веселый нрав и живость характера. В шестилетнем возрасте Алиса потеряла мать. С тех пор ее характер совершенно изменился, она стала серьезной, задумчивой.

Когда произошла первая встреча будущей четы, Алисе было 16 лет. Любви молодых людей препятствовало то обстоятельство, что Аликс была лютеранкой.

По закону Российской Империи, женой Государя могла стать только православная женщина. Алиса долго не могла решиться на переход в Православие.

Наконец в октябре 1894 года она перешла в Православную Церковь с именем Александры, а спустя месяц состоялось бракосочетание.

Святая семья

У Царской четы было пятеро детей: четыре дочери и сын. Но вскоре после рождения долгожданного наследника, радость супругов была омрачена. Мальчик оказался болен гемофилией – неизлечимой болезнью, носительницей которой была Императрица.

Любой ушиб мог стать для мальчика смертельным. Трудно представить себе душевные терзания бедной Царицы за здоровье единственного сына — однако воспитывался мальчик как наследник, и семья делала все возможное чтобы он жил нормальной жизнью.

Воспитание Царских детей

Воспитывался Цесаревич и его сестры в строгости. Дети жили по строго заведенному распорядку, ели простую пищу, спали на жестких кроватях. Цесаревны сами чинили свою одежду, младшие донашивали за старшими.

Родители стремились привить детям любовь к Родине, чувство сострадания к ближним, скромность и смирение.

Во время Первой мировой войны Императрица с царевнами работала в госпитале, ассистируя при операциях, перевязывая и убирая за ранеными.

Во время Мировой войны Императрица особенно страдала. Ее как немку злые языки обвиняли в предательстве, шпионстве, пособничестве Германии и прочих грехах. Тяжело было это слышать той, которая стала русской душой, полюбила Россию как свою Родину.

Цесаревич сопровождал отца на военных смотрах, ездил в Ставку, привыкая к военной жизни. Ему нравилось спать в шатре и есть простую солдатскую пищу.

Революция. Ссылка. Расстрел

После отречения Император с семьёй сначала содержался под домашним арестом в собственном дворце. Вскоре их перевели в Тобольск, а затем в дом Ипатьева, ставший последним земным пристанищем.

Сложно описать все издевательства, которые терпели Царственные узники от озлобленных революционеров. Единственное, что поддерживало их в трудностях – твердая вера и упование на Бога, а также любовь друг к другу.

Все они, включая четырнадцатилетнего Цесаревича Алексея, понимали прекрасно свою судьбу, но не роптали на нее, доверившись всецело воле Божией.

Царственное Семейство страдало не столько за себя, сколько за Россию. Они болели душой, видя Православную Русь, раздираемой революцией, видя разрушение храмов, уничтожение святынь.

Наконец, 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома было совершено ужасное злодеяние – расстрел Царской Семьи. Вместе с ними были расстреляны несколько их ближайших слуг – также поставивших свой долг и любовь к царю и Отечеству выше собственного благополучия.

Прославление

В 1981 году семья последнего русского царя была причислена к лику святых Русской Церковью Заграницей. В 2000 году – Русской Православной Церковью Московского Патриархата как “царственные страстотерпцы”.

Праздник

Память Царственных мучеников празднуется:

  • 17/4 июля — день памяти (дата расстрела)
  • 7 февраля/25 января — Собор новомучеников и исповедников Российских

Заказать молебен

Источник: https://pravzhizn.com/zapiski/prayer-svyatye-carstvennye-mucheniki

Чудеса Царственных страстотерпцев

Православие.Fm

18 мая родился на свет последний русский император Николай II. Епископ Тихон (Шевкунов) назвал его «самым оклеветанным царем». Тогда как русские люди только начинают осознавать силу его молитв, в Сербии, спасенной Россией в Первую мировую войну, еще задолго до своего прославления царь-страстотерпец является одним из самых почитаемых святых.

«Помяни, Господи, царя Твоего…»

Моего внука могли посадить в тюрьму по оговору. Документы были переданы в суд. Сделав всё возможное, я прибегла к последней надежде – молитве о восстановлении справедливости. И в храме пришел внутренний ответ: «Молись царской семье!» Я еще подумала: «Не знаю такой молитвы». И в ответ в сознании четко прозвучали эти слова:

  • Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его.
  • Помяни, Господи, царя Соломона и всю премудрость его.
  • Помяни, Господи, убиенную царскую семью и молитвами их святыми помилуй мя, грешную.

После этого я несколько дней подряд читала ее и в храме, и дома. Каждый раз после молитв я излагала просьбу царю своими словами. Результат потряс: следствие установило невиновность моего внука. Суд оправдал его!

Клавдия Рожина, г. Подольск

«У вас свой святой Николай»

Раньше по многим нуждам я обращалась к святителю Николаю Чудотворцу. Однажды увидела его во сне. Святитель сказал: «Почему вы обращаетесь только ко мне? У вас, славян, есть свой святой Николай – царь-мученик».

С тех пор свои молитвенные просьбы адресую Николаю Второму. И он откликается…

Однажды я ехала в пригородном автобусе с дачи. В салон автобуса вошла возбужденная толпа подростков, которые вели себя крайне вызывающе: громко сквернословили, пели похабные песни, пили пиво, задирали пассажиров.

Было ощущение, что это не подростки, а толпа бесов. Но как бы человек низко ни пал, он все-таки носит в себе образ Божий. И я стала с болью молиться об этом потерянном русском поколении царю-мученику Николаю Второму.

И постепенно ребята стали успокаиваться и затихать. А с одним пареньком я даже разговорилась…

Царю Николае, моли Бога о нас и России!

«Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит»

Я многодетный отец. По профессии художник. И, как и полагается в этой профессии, живу от заказа до заказа. А это значит то пусто, то густо.

Летом был в гостях в многодетной верующей семье. Они часто бывают в Екатеринбурге в Царские дни. Мы сидели за столом в гостях.

За соседним столиком находился портрет Государя, под которым стояла подпись: «Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит». Я задумался.

Потом спросил хозяйку, есть ли у нее акафист Царственным страстотерпцам. Она ответила утвердительно. Я взял, пролистал и прочитал несколько строк. И вдруг в кармане звонит мобильный телефон.

Заказчик! Когда я выполнил работу, отдал заработок жене на детей.

Вот такое чудо! Отныне часто молюсь Николаю Второму и его семье с просьбой прокормить свою многодетную семью, и они помогают!

Читайте также:  Икона божией матери и иисуса христа: значение и ее помощь

Всеволод, г. Екатеринбург

Царственные мученики помогли в дороге

До воцерковления я верила всей той клевете, которую рассказывали о Николае Втором и его семье.

Потом я посмотрела на многие события другими глазами, стала интересоваться, читать книги – и как же мне стало стыдно за мое прежнее мнение о царе!

Однажды, когда я ехала в Оптину пустынь, должна была перед этим заехать в Клыково передать подарки. Дорога оказалась очень трудной и долгой. Уже ночью я добралась до Клыково и поняла, что уже нет сил ехать в гостиницу в Козельск.

Попросилась переночевать, если найдется место для меня. Место нашлось, и первое, что я увидела, войдя в комнату, была большая икона Царственных мучеников. Я поняла, что с их помощью я одолела трудную дорогу и получила надежный приют.

Галина

Обошлись без дорогостоящего ремонта

В моей жизни было маленькое чудо. Я приехал в Петербург, а у родственника в машине вытекло масло из двигателя. И двигатель заклинило. Мы поняли, что ремонт предстоит долгий.

Направились вдвоем в Петропавловский собор и помолились рядом с непризнанными останками царской семьи. Пошутили: если двигатель не повредился, то благодаря царским мученикам.

Мы прочитали канон Царственным страстотерпцам, а на следующий день оказалось, что двигатель в порядке. Только заменили небольшую деталь, и машина исправна.

Чудо, конечно, осязать нельзя, всё по вере. Если откроют придел с непризнанными останками, то чудес там будет – не пересчитать.

Юрий

Мы недооцениваем помощь семьи Николая II

Очень люблю и почитаю святых царственных мучеников. Молилась им о встрече будущего супруга. И встретила его почти сразу же.

На каком-то этапе в семье начался кризис и большой разлад. Дело дошло до развода. Снова молилась Царю и его семье. Просила сохранить мой брак и не потерять дарованного Богом мужа. И Николай Второй меня вразумил. Чувствую их молитвенную помощь нашей семье.

В прошлом году даже дату операции специально выбрала в день памяти Царственных мучеников. И операция прошла лучше, чем планировали врачи по самым благоприятным прогнозам.

Дома, помимо их иконы, есть еще портрет царской семьи. Это мой идеал семьи, к которому я стремлюсь.

Очень печально, что многие семьи не обращаются в молитвах к царской семье. Мы недооцениваем его помощь. А он поможет обязательно. Просите его молитв!

Наталия

Сын выдержал экзамен

Расскажу о помощи Божьей по молитвам святого страстотерпца царя Николая. В прошлом году мой младший сын окончил школу и поступал в вуз.

Фирма, где я работаю, находится неподалеку от храма Спаса-на-песках.

Накануне экзамена сына я зашла в церковь помолиться о том, чтобы ребенок успешно выдержал ЕГЭ. Со слезами молилась Божьей Матери «Тихвинской». Затем взгляд упал на икону царственных страстотерпцев.

Подумалось, кому как не Российскому Императору молиться о моих детях, рожденных в республике Северного Кавказа? Сын поступил на тот факультет, куда хотел, – в Московский институт путей сообщения императора Николая Второго! Представляете?!

Людмила, Северный Кавказ

Исцеление по молитвам

По молитвам святых царственных страстотерпцев ко Господу исцелился мой дедушка Иоанн! У него загноился глаз. Я помазывала освященным нардовым миром с молитвой к святому царю Николаю и всей его семье. Дедушка исцелился! Слава Богу и Его святым!

Ксения

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chudesa-carstvennyh-strastoterpcev

Любовь и молитва к Царственным страстотерпцам, переданные в мозаике

Храм на Крови построен на месте дома Ипатьева, где семья императора Николая II провела последние месяцы своей жизни и приняла мученическую кончину. В этом храме есть Царская, или Расстрельная комната, алтарь в которой находится на месте убийства Царственных страстотерпцев.

На той самой стене, к которой в ночь с 16 на 17 июля 1918 года привели семью императора и бывших с ними поданных, сегодня мозаика, сделанная мастерами нашего монастыря, и на ней все одиннадцать невинноубиенных — в том положении, в каком они находились в момент мученической кончины.

В центре мозаики Престол уготованный со Крестом (богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых. — Прим. ред.) — символ, использующийся в иконографии Страшного суда здесь олицетворяет русскую Голгофу.

Слева от Креста изображены император Николай Александрович, цесаревич Алексий, Великие княжны Татьяна и Мария, справа — императрица Александра Феодоровна, Великие княжны Ольга и Анастасия.

На мозаике мы видим и врача Евгения Боткина, причисленного к лику святых страстотерпцев, а также камердинера Алексея Труппа, повара Ивана Харитонова и комнатную девушку Анну Демидову, которые были расстреляны вместе с Царской семьей…

Из кусочков мозаики складывается образ, но и сам рабочий процесс похож на мозаику. Десятки людей трудятся, переживают и просят помощи у святых.

О работе над Царской комнатой в Храме на Крови в Екатеринбурге рассказывают мозаичисты из стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря.

Михаил Лавшук выкладывал лики страстотерпицы царицы Александры, святого Евгения Боткина, Анны Демидовой, которая служила комнатной девушкой. О своей работе отозвался скромно, но при этом уточнил, что чувствовал: всем процессом руководил наш главный мастер — Господь.

— Самым большим желанием было не испортить то, что сделали другие, и вписаться в достойную картину всей мозаики. Мне кажется, что мы до конца еще не осознали, участниками какого действа стали…

В некоторые моменты сам я ничего не понимал. Камень казался чуждым мозаике, фреска, по мне, не должна была сочетаться с сусальным золотом, но в итоге всё собралось во что-то очень величественное.

Монахиня Елена (Благоевич) родом из Сербии. Во время рассказа о своей работе плакала — настолько ее переполняло благоговение перед Царской семьей. Она принимала участие в создании образов императрицы Александры Феодоровны, княжны Марии, камердинера Алексея Труппа.

— Страстотерпцев я давно очень люблю, и потому просила благословение на эту работу. Слава Богу, удалось поучаствовать на разных этапах.

Мне близка вся Царская семья, а особенно император Николай Александрович, княжны Ольга и Мария. Я плачу, и мне трудно об этом говорить, потому что всё это очень близко моему сердцу, моей душе.

Мне кажется, что вообще в Сербии очень почитается Царская семья.

Но там, как и в вашей стране, ничего об этом не рассказывали в школе, история была совсем другая, переделанная, и потому связь с Царственными страстотерпцами возникает через веру, через Церковь, через Духа Святого.

Их страдание, жертва так сильно трогают душу, что порой из-за переживаний становилось сложно работать, внутренне было очень тяжело, но при этом всё получалось.

Очень много чувств — и радостных, и горьких. Я старалась как можно больше узнать о тех страшных событиях.

Такой жертвенный путь… Но вместе с тем они спасенные, они — святые!

Особенно запомнился наш первый день работы в Екатеринбурге. Вместе с нами строители проводили отделочные работы, было очень шумно. Они ушли, когда началась вечерняя служба.

Я же не отходила от своего участка, осталась одна, и время так быстро прошло! Вскоре услышала молитву: рядом в храме началась ночная литургия. Мне уже потом сказали, что в этот день родилась святая царица Александра.

Это было что-то удивительное — работать ночью во время литургии в такой день в месте, где Царская семья приняла мученическую кончину…

  • А над мозаикой трудилось много людей, и это радостно, ведь даже если человек не почувствовал связи со святыми, она всё равно произошла, потому что в своих молитвах Царственные мученики не оставили никого.
  • Екатерина Яцкевич участвовала в создании изображений царя Николая II, святого врача страстотерпца Евгения, Анны Демидовой и Ивана Харитонова.
  • — Первыми я делала ручки Царя, целых полтора месяца, вторые ручки — полмесяца, а на третьи ручки ушло два дня.

Мне кажется, что внутреннее состояние наслаивается на твое дело. Наша работа сама по себе тяжелая, а тут мученики, поэтому многие говорили, что им было непросто, многое приходилось переделывать. Но мы молитвенно обращались к членам Царской семьи, и к тем, кто был в тот момент рядом с ними.

Знаете, как бы ни было трудно и страшно — в конце концов всё получается. Главное — не бояться и помнить, что Господь всё видит и на всё даст нам силы.

Юлия Боровкова работала над образом княжны Марии. Лик она делала впервые.

— Это было сложно. Но с Божией помощью и с помощью всех, кто трудится в мастерской, трудности преодолевались.

О Царственных страстотерпцах я много слышала, еще когда жила в Киеве. Постоянно встречала людей, которые очень их любили, рассказывали о них, об их подвиге. Но у меня не было с ними личного знакомства. А когда узнала, что мы будем выкладывать мозаику в Екатеринбурге в месте, где Царская семья была расстреляна, с надеждой подумала, что встреча со святыми должна произойти.

И она случилась благодаря нашей работе… Каждый день я читала о княжне Марии и о Царской семье, смотрела образцы, фотографии, молитвенно обращалась к святым и просила о помощи. Не знаю, можно ли так говорить, но в итоге мы с ними стали словно друзьями — очень близкими и родными. Сейчас я замечаю, что прихожу в храм и начинаю искать их икону, чтобы подойти и обратиться к ним.

  1. Алексей Гузов делал образ цесаревича Алексея — своего тезоименитого святого.

— Когда узнал, какой святой будет у меня, то почему-то сразу такая мысль возникла: «Сделаю образ — и можно умирать…» Именно в этой работе чувствовалась близость к святым Царственным страстотерпцам. Бывали минуты, когда молишься, просишь и понимаешь: тебя слышат. Такое чувство, как будто разговариваешь напрямую — это редкие мгновения, но они случались.

Всё неспроста… У меня и мама к вере пришла как раз в момент прославления Царской семьи. Когда состоялась канонизация, в доме появилась иконочка страстотерпцев. Мама молилась перед ней, а затем стала сестрой милосердия при нашем монастыре. Потому у нас в семье всегда было особое отношение к Царственным страстотерпцам.

Не скажу, что лично я их особо почитал, но когда появилось предложение потрудиться в Храме на Крови — всё вспомнилось, и я вдруг понял, что оно будет особенным для меня. И сама работа сделалась легко в кратчайшие сроки — меньше чем за два месяца.

Мы выкладывали мозаики разных святых, но такого внутреннего настроения я не припомню. В самом начале, когда создавались наши первые мозаики, и я набирал стопочку Великой княгини Елисаветы, — да, был такой трепет. Но то отношение можно сравнить с детской восторженностью, а сейчас уже осознанный труд.

Чувствовалась связь со святыми, образы которых ты делаешь, — они предстательствуют и помогают в работе — на себе проверено. Сложно описать, но какое-то непередаваемое чувство было на сердце, удалось прожить эту работу.

  • Ирина Горляковская говорит, что ее работой в Расстрельной комнате было «зашивать» фон.

— Работу в Храме на крови в Екатеринбурге нельзя назвать простой, ведь в ней участвовало очень много людей, были разные задачи, сферы ответственности — мозаика, роспись, камень… Должна была быть совместная слаженная работа. Кажется, с Божией помощью всё получилось.

Прежде к Царской семье я ничего не чувствовала. Думаю: как же так, нужно ведь как-то проникнуться, нельзя оставаться с холодным сердцем! А там в храме рядом с Расстрельной комнатой ходила со скарбоночкой бабушка блаженного вида. Мы познакомились. Узнали, что ее зовут Анна, а она наши имена тоже записала и сказала: «Я за всех молюсь, кто в этой комнатке трудится».

Рядом с храмом действует огромная выставка, посвященная Царской семье, с фотографиями, множеством цитат и высказываний. Бабушка Анна говорила: «Нужно обязательно всё читать, что на этой выставке написано».

Я стала читать, и меня очень впечатлило, что сказал старец Николай Гурьянов: «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш русский царь Николай». Потом нас отвезли на Ганину Яму, и там совсем не было мрачно, наоборот, чувствовалась атмосфера любви, добра и удивительной близости Царской семьи.

Могу сказать, что после всех этих событий Царская семья действительно стала мне гораздо ближе, у меня установилась с ее членами духовная связь.

Дионисий Черновец выкладывал одеяния Великой княжны Татьяны и Евгения Боткина. Старался всё сделать «по-царски».

Читайте также:  Порча на разлад и развод семьи: как определить и снять

— Эту фразу — «У царя должно быть всё по-царски» — мне сказал один человек, который очень почитал Царскую семью, молился. Его слова запали мне в душу, и потому я старался выложиться, чтобы сделать всё достойно.

Знаете, у пословицы «Точность — вежливость королей» есть продолжение: «и обязанность простолюдинов». Если ты работаешь на царя — то это обязывает к тому, чтобы во всём была точность, ясность, обязывает не расслабляться, а потрудиться, чтобы в итоге вышло красиво.

  1. Варвара Маслова принимала участие на разных этапах: подготавливала место, «зашивала» фон, а также выкладывала одеяния повара Ивана Харитонова — это была ее первая работа подобного рода и потому много значила для нее.

— Когда работаешь именно в этом городе, в этом месте — бесчувственным не остаешься. Помощь страстотерпцев чувствовалась, было очень благодатно.

Последняя поездка в Екатеринбург запомнилась особенно, потому что матушки из Ново-Тихвинского монастыря показали нам все памятные места — Ганину Яму, Поросячий Рог и обо всем очень интересно и доступно рассказали.

О тех страшных событиях всё время невольно задумывалась во время работы в Расстрельной комнате. А когда увидела результат — порадовалась, что удалось таким образом прославить подвиг Царственных страстотерпцев.

Результат работы поражает! Это место особенное. Наверное, таких красивых мест нигде нет! Всё в целом — фреска, камень, отделка — показывает, насколько трепетно все отнеслись к доверенному им участку работы — в этой комнате в каждую деталь вложено много сил, всё подобрано удивительным образом и каждый фрагментик сделан с любовью.

  • Подготовили Василиса Бусалаева и Вадим Янчук
  • О работе над царской комнатой мозаичистов Свято-Елисаветинского монастыря смотрите видео здесь >>

17.07.2018

Источник: https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2018/lyubov-i-molitva-k-carstvennym-strastoterpcam

Святых царственных страстотерпец: Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, от безбожныя власти избиенных

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю.

/ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша.

/ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Велича́ние:

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Кано́н ца́рственных страстоте́рпец, глас 6

Песнь 1

  • Ирмос: 
    Волно́ю морско́ю/ Скры́вшаго дре́вле/ гони́теля мучи́теля/ под земле́ю скры́ша спасе́нных о́троцы;/ но мы, я́ко отрокови́цы,/ Го́сподеви пои́м,// сла́вно бо просла́вися.
  • Припе́в: Святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы, моли́те Бо́га о нас.
  • Венцено́сче Нико́лае, вку́пе с му́ченическими ли́ки, цари́цею, ча́ды и слуга́ми,/ предстоя́ще у Престо́ла Христо́ва,/ просвеще́ние нам да́руйте, озаря́ющее душ на́ших омраче́ние и нечу́вствие,/ я́ко да восхва́лим ра́достно ва́шу блаже́нную па́мять.

Ны́не прорече́ние Саро́вскаго ста́рца, я́ко просла́вльшаго мя просла́вит Бог, испо́лнися,/ просла́ви бо Це́рковь Ру́сская ца́рственнаго страстоте́рпца./ Те́мже вку́пе с преподо́бным мо́лится, во е́же стяжа́ти нам благода́ть Свята́го Ду́ха.

Се́рдце царе́во в руце́ Бо́жией, глаго́лет Госпо́дь./ Ты же, и́стинный пома́занниче и слуго́ Госпо́день, благогове́йне рекл еси́:/ не то́кмо жизнь моя́, но и путие́ страны́ Росси́йския в руце́ Госпо́дней суть.

Богородичен: Ты еси́ кре́пость на́ша,/ Ты еси́ похвала́ и ра́дование,/ Предста́тельница Непобеди́мая и Покро́в держа́вный страны́ Росси́йския, Пресвята́я Богоро́дице,/ с ца́рственными страстоте́рпцы и новому́ченики моли́ спасти́ рабы́ Твоя́.

Песнь 3

  1. Ирмос: Тебе́, на вода́х/ Пове́сившаго всю зе́млю неодержи́мо,/ тварь ви́девши на Ло́бнем ви́сима,/ у́жасом мно́гим содрога́шеся,/ несть Свят,/ ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющи.

  2. Поруга́ние и разоре́ние земли́ своея́ от безбо́жных ви́дя, благочести́вый царю́,/ пла́кася из глубины́ серде́чныя, я́ко проро́к Иереми́я, го́рце стеня́ и моля́ся за лю́ди согреши́вшия:/ Ми́лостиве Го́споди, не оста́ви их, оста́вльших мя.

  3. На земли́ алка́л и жа́ждал еси́ пра́вды Бо́жия,/ за ню́же ду́шу кро́тце положи́л еси́, пра́ведне Нико́лае,/ оба́че в Го́рнем Ца́рствии насы́тился еси́,/ иде́же пребыва́еши во ве́ки.

  4. Врачева́ния и чудеса́ то́чите, святи́и страстоте́рпцы,/ лю́дем, ве́рою к вам притека́ющим,/ те́мже печа́ль на́шу на ра́дость преложи́те моли́твами ва́шими.
  5. Богородичен: Прибе́жище, Вы́шший Покро́в Тя и́мамы,/ Благослове́нная Ма́ти Бо́жия,/ Твое́ю по́мощию сохрани́ и заступи́ нас, Всепе́тая.

Седа́лен, глас 4:

Егда́ мно́зи от сро́дник на́ших отступи́ша от Бо́га,/ отврати́шася Бо́жиих за́поведей и воста́ша на Го́спода и пома́занника Его́,/ тогда́ гнев Бо́жий на зе́млю Ру́сскую прии́де,/ изся́че любы́ мно́гих, пролия́ся кровь бра́тий на́ших,/ расточи́шася лю́дие Росси́йстии по всему́ лицу́ земли́,/ хра́ми на́ши поруга́нию преда́шася,/ гла́ди, наше́ствия иноплеме́нник постиго́ша ны, и бы́хом в посмея́ние язы́ков./ Мы же, разуме́юще сие́, с сокруше́нием се́рдца в покая́нии зове́м:/ прости́ и поми́луй нас, Го́споди, по вели́цей ми́лости Твое́й,/ очи́сти беззако́ния на́ша/ и пода́ждь стра́ждущей стране́ Росси́йстей/ предста́тельством ца́рственных страстоте́рпец/ проще́ние грехо́в, мир и ве́лию ми́лость.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Умоли́, Милосе́рдая Ма́ти Све́та, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего/ о е́же возста́вити держа́ву на́шу правосла́вную,/ сохрани́ти ю́ в ми́ре и благоде́нствии,/ изба́вити ны от междоусо́бныя бра́ни,/ укрепи́ти Святу́ю Це́рковь и огради́ти ю́ от неве́рия, раско́ла и ересе́й.

Песнь 4

  • Ирмос: На Кресте́ Твое́ Боже́ственное истоща́ние/ прови́дя, Авваку́м, ужа́сся, вопия́ше:/ Ты си́льных пресе́кл еси́ держа́ву, Бла́же,/ приобща́яся су́щим во а́де,// я́ко Всеси́лен.
  • Нището́ю духо́вною обогати́лся еси́, свя́те Нико́лае,/ и сотвори́ тя Госпо́дь досто́йна не то́кмо земна́го, но и Небе́снаго Ца́рствия.
  • Ско́рбию обдержи́мь бысть, венцено́сче Нико́лае,/ зря ослепле́ние наро́да твоего́,/ отре́кшагося от Царя́ Небе́снаго, та́кожде и земна́го.
  • Му́жественне возложи́в упова́ние на Бо́га в многострада́льнем земне́м служе́нии твое́м, я́коже И́ов иногда́,/ стори́цею воздая́ние прия́л еси́ на Небесе́х,/ иде́же ны́не наслажда́ешися, ца́рственный му́чениче.
  • Богородичен: Милосе́рдия две́ри, Благослове́нная Богоро́дице, отве́рзи нам,/ да изба́вимся от бед и озлобле́ния на́шего,/ во е́же пе́ти Тебе́ непреста́нно:/ Ты еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Песнь 5

Ирмос: 
Богоявле́ния Твоего́, Христе́,/ к нам ми́лостивно бы́вшаго,/ Иса́иа, Свет ви́дев Невече́рний,/ из но́щи у́треневав, взыва́ше:/ воскре́снут ме́ртвии, и воста́нут су́щии во гробе́х,// и вси земноро́днии возра́дуются.

Миротво́рец яви́лся еси́, царю́ Нико́лае святы́й, неся́ мир ми́ру,/ спаса́я и защища́я ты́сящи во оте́честве твое́м и в ины́х страна́х,/ сего́ ра́ди сын Бо́жий, по сло́ву Госпо́дню, наре́клся еси́.

Изгна́ние, поноше́ние, гоне́ние и всяк глаго́л ло́жный, на вы рече́нный,/ претерпе́сте, святи́и ца́рственнии му́ченицы./ Ра́дуйтеся у́бо и весели́теся, я́ко мзду ва́шу на Небеси́ прия́сте.

Служи́телие беззако́ния та́йнаго,/ вене́ц терно́вный спле́тше, возложи́ша на тя, ца́рственная главо́,/ оба́че де́рзостная дела́ их погибо́ша я́ве.

Богородичен: В ти́ну грехо́в впа́ли есмы́,/ и лю́те потопи́ ны бу́ря прегреше́ний./ Но, я́ко ро́ждшая Спа́са, Влады́чице, при́зри на ны, рабы́ Твоя́,/ и изба́ви от страсте́й душетле́нных.

Песнь 6

Ирмос: 
Ят бысть,/ но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на:/ Твой бо о́браз нося́,/ страда́вшаго и погребе́нию да́вшагося,/ я́ко от черто́га, от зве́ря изы́де;/ приглаша́ше же кустоди́и:/ храня́щии су́етная и ло́жная,// ми́лость сию́ оста́вили есте́.

Всем правосла́вным засту́пник был еси́, богоизбра́нный Нико́лае,/ наро́дом Слове́нским защи́ту благу́ю явля́яй/ и, я́ко брат бра́ту, помога́яй.

О сы́не ве́рный Святы́я Це́ркве!/ Ты ревни́тель прославле́ния святы́х яви́лся еси́,/ хра́мов созида́тель, святы́х оби́телей благоукраси́тель,/ Святы́я Земли́ и Горы́ Афо́нския благотвори́тель,/ просвеще́ния правосла́внаго попечи́тель и мона́шества покрови́тель.

В житии́ ва́шем и в де́лех любве́ о́браз христиа́ном бы́сте,/ боговенча́ннии ца́рие Нико́лае и Алекса́ндро,/ полага́сте бо во главу́ у́гла Ка́мень, Христа́ Бо́га на́шего.

Богородичен: К Тебе́ прибега́ем, Цари́це держа́вней, ве́рных покро́ве,/ на Тя наде́жду возлага́ем спасе́ния на́шего,/ Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, не пре́зри нас.

Конда́к, глас 8:

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих/ от ро́да царе́й Росси́йских,/ благове́рнии му́ченицы,/ му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии/ и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися,/ к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым,/ с любо́вию благода́рне вопие́м:/ ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы,// за Русь  Святу́ю  пред 
Бо́гом  усе́рднии моли́твенницы.

И́кос:

Сла́вою и бога́тством благоче́стия сия́ющии,/ багряни́цею многоце́нною и венце́м украше́ннии,/ ми́лостию и пра́вдою в житии́ просия́вшии,/ ве́ру, наде́жду и любо́вь к Бо́гу до конца́ яви́ли есте́./ К вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым,/ с любо́вию благода́рне вопие́м:/ ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы,/ за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Песнь 7

Ирмос: Неизрече́нное чу́до,/ в пещи́ Изба́вивый преподо́бныя о́троки из пла́мене/ во Гро́бе мертв, бездыха́нен полага́ется/ во спасе́ние нас, пою́щих:/ Изба́вителю, Бо́же,// благослове́н еси́.

Я́ко при́сных ва́ших, неду́жных во́инов чадолю́бне посеща́сте, ца́рственнии му́ченицы,/ и с любо́вию их утеша́сте,/ места́ же их упокое́ния слеза́ми ва́шими ороша́сте.

Вы есте́ о́браз супру́жества доброде́тельнаго и дете́й воспита́ния благочести́ваго,/ святи́и ца́рие Нико́лае и Алекса́ндро./ Дом ваш я́ко цветни́к духо́вный соде́лавше,/ на Небесе́х ны́не вку́пе со ча́ды лику́ете.

На высоте́ сла́вы челове́ческия пребыва́я,/ о Небе́сных при́сно помышля́л еси́, царю́ Нико́лае,/ а́може устреми́ся душа́ твоя́ свята́я.

Богородичен: Всесвята́я Влады́чице,/ оживи́ ум наш, умерщвле́нный страстьми́ мно́гими,/ и укрепи́ ны богоуго́дная твори́ти,/ да велича́ем Тя, я́ко Засту́пницу ро́да христиа́нскаго.

Песнь 8

Ирмос: Ужасни́ся, боя́йся, Не́бо,/ и да подви́жатся основа́ния земли́:/ се бо в мертвеце́х вменя́ется в Вы́шних Живы́й/ и во Гроб мал странноприе́млется./ Его́же, о́троцы, благослови́те,/ свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.

Егда́ уго́дницы Бо́жии предреко́ша вам путь му́ченический, я́коже Па́влу проро́к Ага́в,/ вы, ца́рственнии страстоте́рпцы, не уклони́стеся ни одесну́ю, ни ошу́юю,/ но му́жественне проидо́сте его́,/ взира́юще на Соверши́теля ве́ры Иису́са Христа́.

Во страда́ниих ва́ших, страстоте́рпцы святи́и,/ не отверго́стеся Пути́, И́стины и Живота́, Христа́ Бо́га на́шего,/ не устраши́стеся богобо́рцев,/ но в терпе́нии ше́ствовасте ца́рским путе́м в жизнь ве́чную.

Увы́ нам, оте́ческия заве́ты попра́вшим,/ от обе́та ве́рности ца́рскому ро́ду, Це́рковию Свято́ю благослове́нному, отсту́пльшим/ и та́ко от пути́ Бо́жия отлучи́вшимся./ Прости́ нас, Го́споди, за вся сия́ соде́янная/ и поми́луй моли́твами святы́х страстоте́рпец.

Богородичен: Засту́пницу на́шу Тя ве́мы, Богоро́дице,/ непреста́нно бо о нас мо́лишися,/ во е́же пока́ятися и испра́витися нам, упова́ние и прибе́жище душ на́ших.

Песнь 9

Ирмос: Не рыда́й Мене́, Ма́ти,/ зря́щи во Гро́бе,/ Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на:/ воста́ну бо, и просла́влюся,/ и вознесу́ со сла́вою непреста́нно, я́ко Бог,// ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.

Да воскре́снет Русь Свята́я моли́твами ца́рственных страстоте́рпец и новому́ченик Твои́х, Го́споди,/ и да расточа́тся вси врази́ ея́ вско́ре,/ и от лица́ ея́ да бежа́т вси ненави́дящии ю́ от ны́не и до ве́ка.

Все упова́ние на Го́спода возложи́ держа́вный царь наш./ Та́кожде и мы со упова́нием Го́споду помо́лимся,/ да укрепи́т Он моли́твами Богоро́дицы и ца́рственнаго страстоте́рпца страну́ на́шу в Правосла́вии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Я́ко досто́йное пе́ние приими́те, святи́и страстоте́рпцы, ма́лое моле́ние сие́/ и, я́коже Христо́с прия́т вдови́цы две ле́пте,/ не возгнуша́йтеся нас, окая́нных,/ страстьми́ обурева́емых, убо́гих чти́телей и служи́телей ва́ших.

Богородичен: Держа́вным Твои́м покро́вом, Чи́стая,/ рабы́ Твоя́ сохрани́ вся невреди́мы:/ Тя бо еди́ну и́мамы прибе́жище в ну́ждах, утеше́ние в ско́рбех и побе́ду во бране́х на́ших.

Свети́лен:

  1. Невече́рнему Све́ту предстоя́ще,/ страстоте́рпцы святи́и ца́рственнии, с му́ченическими ли́ки,/ во испыта́ниих не оставля́йте ны моли́твами ва́шими.
  2. Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
  3. Ро́ждшая Свет Незаходи́мый,/ просвеща́ющий седя́щих во тьме неве́дения и пре́лести,/ озари́ и нас, гре́шных, све́том Сы́на Твоего́.

Моли́тва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти.

Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́.

Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние.

Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татиа́ною, Мари́ею и Анастаси́ею.

Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да пода́ст нам Госпо́дь грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь, и сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iul/kan_17iul_carskie_much2.html

Ссылка на основную публикацию