Мощи тихона задонского

Обветшалый Владимирский собор (постройки 1741 года) разбирали буквально по кирпичикам. Пришлось, стало быть, потревожить и склеп.

И вот при его разборке выяснилось, что мощи святителя Тихона не подверглись тлению. Что было одним из признаков, согласно которому (в православной традиции) покойный мог быть причислен к лику святых.

После длительного сбора свидетельств о жизни святителя и опроса людей, знавших его лично, Святейший Синод в 1861 году решил причислить Тихона к лику святых. День его памяти отныне стал праздноваться 13 августа.

Так как почитателей духовной жизни старца было немало, то на собранные деньги жертвователей (среди которых были и представители императорской семьи) удалось изготовить дорогую серебряную раку для упокоения мощей Тихона Задонского.

Вообще-то, раки сделали две. Одна из них находилась в тёплое время года в неотапливаемом храме, другая (осенью-зимой) — в отапливаемом.

И всё было ничего до 1917 года, когда произошла революция. Поначалу новая власть в пылу других забот не обращала внимания на раку святителя. Однако в 1919 году решила создать специальную комиссию по освидетельствованию останков святого. Делалось это, скорее всего, в русле борьбы с церковью и верующими, но, осмотрев останки и дав им определённое заключение, комиссия удалилась.

Почти три года после этого всё было более-менее спокойно.

Мощи Тихона Задонского Стенд на территории Рождество-Богородицкого монастыря Максим Мищенко, личный архив

А в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья обе раки изъяли.

Впрочем, мощи святителя оставили для верующих в Задонске. Там они находились до 1929 года, то есть до того года, когда Задонский Богородицкий монастырь закрыли.

Мощи Тихона переправили в Елец, в недавно созданный антирелигиозный музей. По злой иронии судьбы сей музей расположился в (на тот момент уже бывшей) Великокняжеской церкви Ельца.

В Ельце мощи пробыли недолго. Вскоре их отправили в Орловский краеведческий музей.

Во время Великой Отечественной войны город Орёл основательно пострадал, но сами мощи святого удалось сберечь. Так как к моменту окончания войны антирелигиозная борьба утихла, то сохранённую святыню из Задонска удалось выставить для всеобщего почитания в Богоявленском кафедральном соборе города Орла.

В 1959 году, во время хрущёвской оттепели, из представителей церкви и авторитетных врачей создали ещё одну комиссию для детального освидетельствования мощей святителя. Она подтвердила факт нетления.

Скелет сохранился хорошо, в отдельных местах явно виднелись мумифицированная кожа и сухожилия. Тление не тронуло кисть левой руки великого подвижника.

Кстати, кисть эта затем была оставлена навсегда в кафедральном соборе Орла.

Однако с 1959 года понадобилось ждать ещё 32 года, прежде чем мощи великого православного святого в торжественной обстановке удалось перевезти обратно в Задонск.

Мощи Тихона ЗадонскогоСвятитель Тихон Задонский ru.wikipedia.org

Случилось это 26 (13-го по старому стилю) августа 1991 года. Перенесение мощей происходило при большом стечении верующих и духовенства. Разумеется, при этом присутствовали представители Воронежской и Орловской епархий.

Мощи святителя в тот год торжественно перенесли во Владимирский собор монастыря, где они покоятся и ныне.

Мощи Тихона ЗадонскогоПамятник св. Тихону перед собором Виноградова У. Е., ru.wikipedia.org

А в 2005 году на территории Задонского Рождество-Богородицкого монастыря открыли величественный памятник прославленному русскому святому работы известного воронежского скульптора Дикунова.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/99052/

Мощи святителя Тихона Задонского во Владимирском соборе » Благоздравница

Святитель Тихон, в миру Тимофей Савельевич Кириллов, родился в 1724 году в деревне Валдайского уезда Новгородской губернии. Рано лишившись отца, Тихон провел детство и отрочество в ужасной нищете, зарабатывая на кусок хлеба поденной работою по зажиточным односельчанам.

Чудом избежав набора в солдаты, Тихон поступил в Новгородскую семинарию и выказал большие способности к наукам. Впоследствии он стал наставником в семинарии, и все уважали молодого учителя за необыкновенную сердечность, благочестивость и скромную жизнь.

Господь наделил Тихона особым духовным зрением: ему были видения, он обладал даром прозрения и мог предвидеть некоторые события, а также мысли людей. Особый дар, а также некоторые знамения – чудесное избавление от смерти, видение разверзшихся небес, из которых льется дивный свет и др.

– побудили Тихона принять иночество. В 1758 году он был пострижен в монахи.

Вся жизнь святителя Тихона – пример бескорыстного служения Богу и людям.

Особенно любил он беседовать с простыми людьми, утешая их в нелегкой доле, учил детей и наделял их деньгами, много благотворил, уделял время составлению душеполезных сочинений, которые были весьма популярны у прихожан.

Современники святителя свидетельствуют, что Тихон всегда был нестяжателен, деньги раздавал бедным, больным, нуждающимся, часто посещал тюрьмы, утешая узников и стараясь беседами побудить их к раскаянию и приготовить терпеливо переносить свою участь.

Мощи Тихона Задонского

Прижизненный портрет святителя Тихона Фото с сайта mpda.ru

Последние годы своей жизни Тихон провел в Задонском монастыре – сюда он удалился на покой, когда по болезни испросил увольнение от должности епископа Воронежского. В этом монастыре святитель написал лучшие свои духовные произведения.

Все свое время он посвящал молитвам, благочестивым размышлениям, обучению детей и помощи ближнему: он щедро творил милостыню, всегда старался помочь попавшим в беду. Рассказывают, что Тихон часто приезжал к знакомым именно тогда, когда они нуждались в его советах и утешении, но при этом не давали знать святителю, что требуется его помощь.

Своей скромной и благочестивой жизнью, кротостью и самоотречением святитель Тихон возвысился до прозрения будущего: он предсказал многие события, в том числе и победу над Наполеоном (причем сделал это сразу после рождения будущего императора Александра).

Свою собственную смерть святитель предвидел за три дня, а потому сумел попрощаться со всеми своими знакомыми. Умер Тихон 13 августа 1783 года и был похоронен в специально устроенном склепе в алтарной части соборной церкви Владимирской Богоматери.

В 1846 году, при демонтаже начавшего разрушаться храма, были обретены нетленные мощи святителя Тихона.

Однако публично о том не сообщали, побоявшись народных волнений: прихожане и богомольцы уже почитали святителя Тихона за угодника Божьего и отовсюду стекались в церковь служить панихиды по усопшему.

По молитвам у склепа святителя происходили многочисленные знамения, исцеления и чудеса, потому поток паломников не иссякал. Если бы они узнали о нетлении тела святителя, к церкви стеклись бы тысячи богомольцев, к чему власти на тот момент были не готовы.

Поэтому тело святителя скрытно перенесли в Рождества Богородицкую церковь и уложили в новый запечатанный гроб. Официальное освидетельствование мощей состоялось только в 1860 году. Освидетельствование показало, что, несмотря на 76 лет пребывания тела в гробу, оно сохранилось нетленным.

Мощи Тихона Задонского

Тихон Задонский. Икона Фото с сайта vk.com

После проверки некоторых чудес у гроба Тихона и опроса свидетелей таких чудес под присягой отчет об освидетельствовании мощей вместе с отчетом о чудесах исцеления был подан в Синод. 12 августа 1861 года святитель Тихон Задонский был канонизирован, а днем памяти нового русского святого назначили 13 августа – день, когда Тихон преставился.

С этих пор мощи святого почивали во Владимирском соборе Богородицкого мужского монастыря в Задонске. Поток богомольцев к гробу Тихона не иссякал – тем, кто приходил с искренней молитвой и верой, даровалось исцеление от недугов.

Однако после революции мощи святого изъяли из собора и хранили сначала в антирелигиозном музее, затем в запасниках краеведческого музея. Чтобы дискредитировать православную церковь в целом и ее святых в частности, в 1919 году было проведено так называемое «вскрытие» мощей.

Два дня, пока проходила фальсификация этого «вскрытия» (в частности, объявлялось, что в гробу лежала выполненная из ваты и тряпок кукла с фрагментами истлевших костей внутри), Задонск был оцеплен войсками, чтобы не допустить проявлений народного гнева, вызванного осквернением мощей святого.

Второе обретение мощей Тихона Задонского состоялось только в 1991 году. Мощи святителя возвратились во Владимирский собор Богородицкого мужского монастыря, где и пребывают по сей день, являя благодать всем прибегающим к помощи святого Тихона с чистым сердцем и искренней верой.

По некоторым свидетельствам, мощи святого Тихона Задонского помогали в исцелении болезней сердца, тяжелых нервных болезней, зафиксированы также случаи изгнания бесов, исцеления от бесплодия. Святому Тихону молятся о излечении нервных и душевных недугов: нервных расстройств, депрессий, алкоголизма, наркомании, помешательства.

Темы: житие , св. мощи , святые мощи , чудеса святых

Источник: http://blagozdravnica.ru/moshhi-svyatitelya-tihona-zadonskogo-vo-vladimirskom-sobore/

Память свт. Тихона Задонского :: Издательство Русская Идея

13.8.1783 (26.8). — Память свт. Тихона Задонского

Свт. Тихон Задонский

Мощи Тихона ЗадонскогоСвятитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец  (†1783). В міру Тимофей Кириллов-Соколов, родился в 1724 г. семье дьячка села Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии. Учился в Новгородской духовной семинарии, в крайней бедности. Ввиду отличной учебы по окончании семинарии в 1754 г. был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 г. он принял постриг с именем Тихон и был назначен на должность префекта семинарии. В 1759 г. его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря.

13 мая 1761 г. архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть Викарием Новгородского архиерея. С 1763 г. епископ Воронежский.

В то время северо-западные и центральные российские земли были уже духовно возделаны на должной высоте, епархии же Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Орловская начали только формироваться. Воронежская епархия была огромна: от Орла до Черного моря.

Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно, с языческими традициями. Среди высшего класса было уже много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом.

Он завел школы и проповедничество, чего до него не было. Воссоздал Воронежскую семинарию. Он научил народ чтить Божий храм, священников – исполнять пастырские обязанности, от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле.

Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда.

От природы вспыльчивый, выработал кротость и смирение, удивляя всех своим незлобием. Будучи архиереем, вел строгую монашескую жизнь.

Творец знаменитых поучений «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные».

Простота творений святителя Тихона, их ясность, живое чувство благочестия, доступность для общего понимания и глубокая назидательность сделали их любимыми в народе произведениями.

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, обладал даром прозорливости, предсказал пожар в Петербурге, войну 1812 года и ее благополучное окончание для России, гибель Наполеона. За три года до смерти в откровении он узнал день своей кончины.

Скончался 13 августа 1783 г. в Задонском Богородичном монастыре, где и были обретены его св. мощи при прославлении в 1861 г. На торжества прославления святителя Тихона Задонского собралось столько же православного народа, как и на торжествах в память обретения мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году – около 300 тысяч.

В годы советской власти святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение состоялось в 1991 г. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области

О священном писании

Священное Писание – Слово Божие. Оно дано тебе для получения вечного спасения: посему ищи спасения твоего в Слове Божием – Священном Писании.

Оставь любопытствовать, что делается в том или другом месте; озаботься узнать, при помощи слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к погибели или ко спасению, на каком пути ты находишься, на пути ли праведных или на пути нечестивых?

В Священном Писании изображен превысший всякого изображения Бог, чтоб мы познали Его, насколько и как Он даровал нам познавать Его; в Священном Писании изложена всесвятая воля Бога, чтобы мы исполняли ее; в Священном Писании описан ветхий и новый человек, или погибающий и спасающийся, показаны – путь, ведущий ко спасению, и путь, ведущий к погибели. В Священном Писании увидишь, что должно встретить каждого человека после его смерти в вечности.

Свт. Тихон Задонский

Источник: https://rusidea.org/25082603

Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Обретение нетленных и святых мощей святителя Тихона

Прот. А. Лебедев

Читайте также:  Символ буддизма лотос и его значение

Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление

Обретение мощей святителя Тихона, как и открытие мощей прп. Сергия, Радонежского чудотворца, или еще ближе, святителя Митрофана Воронежского, произошло при построении в Задонском монастыре нового храма.

В 1845 г. здесь была начата кладка нового обширного каменного собора по плану архитектора Тона, а прежний каменный собор, под алтарем которого покоилось тело святителя Тихона, должен был быть сломан.

Когда разобрали храм, перед тем, как разобрать ветхий алтарь, уже давший трещины и угрожавший падением, преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский, имея в виду двукратное, связанное с теми же обстоятельствами, перенесение гроба святителя и чудотворца Митрофана, признал необходимым снять надгробие, устроенное над склепом, разломать сам склеп, в котором находился гроб святителя Тихона, и, вынув его, без оглашения перенести в теплую монастырскую церковь и положить под спудом. Для этого, несмотря на свои старческие годы и недуги, преосвященный Антоний сам приехал в Задонск и после личного осмотра алтаря и усыпальницы святителя Тихона приказал настоятелю Задонской обители, архимандриту Серафиму, а также казначею и иеромонаху Паисию и ризничему иеромонаху Зосиме отправиться в усыпальницу и, заперев дверь изнутри, разломать надгробие и своды под ним.

Надгробие было высотой в аршин, а своды под ним — в аршин с четвертью толщиной, они были сделаны из большого соединения кирпичей, стоявших в два ряда. С большим трудом посланные разломали своды.

Нижняя, или внутренняя, их часть от сырости и влажности местами обвалилась, и кирпичи лежали на гробе Святителя.

После того, как кирпичи были убраны, к радости трудившихся, оказалось, что крышка и боковые доски гроба подверглись разрушению, нижняя же доска, состоящая из двух половинок, оставалась целой, тело Святителя — нетленно и невредимо, архиерейское облачение, в котором он был погребен, несмотря на шестидесятитрехлетнее пребывание в сырой могиле, сохранилось неповрежденным и целым, только от времени немного пожелтело. Положив под нижнюю доску три чистых полотна, мощи свт. Тихона с благоговением перенесли из склепа на поверхность земли. По всей усыпальнице распространилось неизъяснимое благоухание.

Это было первое обретение честных нетленных мощей святителя Тихона, Задонского и всея России чудотворца.

Когда дали знать о том преосвященному Антонию, он немедленно явился в усыпательницу и, спустившись в склеп, в чувстве радости, благоговения и умиления, припал к персям Святителя и, лобызая его руку, благодарил Господа за то, что Он исполнил желание его сердца, удостоил увидеть нетленные останки святого угодника и молитвенника Тихона, а потом, обратившись к присутствующим, произнес: «Мощи нетленны и подобны мощам святых угодников, почивающих в Киево-Печерской Лавре».

По распоряжению архиепископа Антония мощи были положены в новый гроб, перенесены в теплую церковь и поставлены посередине. Здесь в присутствии некоторых братии, которые с нетерпением ожидали радостного появления св. мощей, была совершена панихида.

Затем гроб, закрытый крышкой, в двух местах был обвязан тесьмой, запечатан печатью преосвященного Антония и поставлен на северной стороне храма, поверх пола.

Гроб закрыли деревянным надгробием, обитым зеленым бархатом, сверху положили доску с металлическим рельефным изображением Святителя, которая лежала в усыпальнице.

Несмотря на то, что перенесение мощей свт. Тихона из склепа в теплую церковь было совершено без огласки, весть о нетлении их в округе распространялась быстро.

О том, насколько радостным было это удостоверение в нетлении тела всеми почитаемого Святителя для сынов Русской Православной Церкви, может свидетельствовать письмо преосвященного Антония к обер-прокурору Святейшего Синода, графу Протасову: «За приятное для себя дело считаю довести до сведения Вашего сиятельства известие о таковом обретении нетленного тела преосвященного Тихона, радостном для святой нашей Православной Церкви, в недрах которой только процветает нетление среди всеобщего разрушения. При сем не могу от Вас скрыть того сладостного, неземного восторга, которым исполнена была душа моя, при виде нетленного тела преосвященного Тихона. Я готов и рад бы был разрешиться от уз бренной и дряхлой моей плоти и с праведным Симеоном, удостоившимся принять на руки Христа Спасителя, воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему» (Лк. 2:29), известному мне.

Благодарю Господа, возвестившего в сердце Помазанника Своего, благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича115, да продлится мое пастырское служение воронежской Церкви, как бы нарочно для того, чтобы я, при исходе дней моих, удостоился первым узреть нетленное тело доброго пастыря Христова, светившего блеском своих добродетелей и учением Евангельским, как залог нашего всеобщего воскресения».

«От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34), — сказал Спаситель. Эти чувства преосвященного Антония разделяло большинство верующих. Потому, по перенесении мощей свт. Тихона в теплую церковь, в Задонск стало стекаться еще больше народа, и все выражали желание видеть их открытыми для всеобщего поклонения и чествования.

Начальник губернии, бывший в Задонске в день воспоминания преставления святителя Тихона (с 13 по 15 августа), когда Литургию совершал преосвященый Антоний, писал в донесении министру внутренних дел среди прочего о том, какое чествование воздавали верующие новоявленному Святителю: «В день памяти святителя Тихона всегда собиралось много народу, но в настоящее время со всех сторон стеклось такое множество богомольцев, а особенно высшего дворянства, даже из отдаленных губерний, что монастырь, довольно обширный, не мог вмещать паломников. При этом я увидел, что все сословия с великим благоговением чествуют преосвященного Тихона, призывают его в молитвах, как святого, на помощь при разных скорбных обстоятельствах жизни и воссылают ему благодарение за полученные от Господа благодеяния, веруя в его ходатайство пред Богом. Вообще религиозное движение всех сословий увеличивается в ожидании большого прославления преосвященного Тихона, как особенного благословения Божия к любимому народом благословенному Монарху и Его Августейшему дому».

Однако, несмотря на это общее чествование свт. Тихона и на общее ожидание открытия его мощей, признание его в лике святых и торжественное открытие его нетленного тела для общего поклонения последовало не сразу после первого обретения, а спустя шестнадцать лет.

Если можно иногда испытывать тайные пути Промысла Божия, все направляющего во благо наше, то в этом случае мы безошибочно можем сказать, что это замедление должно было послужить и послужило к тому, чтобы отнять у неверующих все поводы к неверию относительно чудесного нетления мощей святителя Тихона, чтобы не могли сказать, что оно оставалось нетленным оттого, что стояло в закрытом месте, куда не проникал воздух, ибо шестнадцать лет оно простояло почти на открытом теплом воздухе, особенно благоприятствующем разложению тела, и несмотря на это осталось так же непричастным тлению. Не ясное ли это свидетельство присущей этому телу благодати Божией!

Между тем чудотворения от гроба Святителя продолжались, желание того, чтобы были открыты его мощи, нисколько не ослабевало, а, напротив, высказывалось чаще и чаще.

Поэтому преосвященный Воронежский Иосиф снова обратился в Святейший Синод с донесением, в котором, полностью подтвердив все прежние донесения преосвященного Антония, вместе с тем засвидетельствовал, что еще в самое недавнее время при гробе святителя Тихона совершились чудесные исцеления и что многие лица неоднократно выражали ему, преосвященному Иосифу, всеобщее желание об открытии мощей сего иерарха Божия; причем им предоставлены были собственноручные показания иноков, находящихся в Задонском монастыре с 1846 г., и засвидетельствованные копии с записки и с подробного сказания о чудесах, исходивших от гроба святителя Тихона.

Святейший Синод, находя благовременным приступить к прославлению Святителя, с Высочайшего соизволения, сделав нужные распоряжения для удостоверения в истинности нетления его мощей и чудес, при гробе его совершающихся над верующими, и признав его в 1861 г.

в лике святых, благодатью Божией прославленных, назначил 13 день августа, день кончины свт. Тихона, днем торжественного открытия св.

его мощей, а совершить само торжество открытия поручил трем иерархам Русской Церкви: Исидору, митрополиту Санкт-Петербургскому, Иосифу, архиепископу Воронежскому, и Сергию, епископу Курскому, о чем православный народ был извещен особым указом.

В назначенный день это радостное торжество было совершено при чрезвычайном и многочисленном стечении народа в Задонск. Двенадцатого августа, после поздней Литургии с крестным ходом, мощи свт. Тихона были вынесены из теплой церкви, где стояли под спудом, перенесены в большой соборный храм и поставлены посреди церкви.

В шесть часов началось всенощное бдение. Во время пения: «Хвалите имя Господне», — предстоящие у закрытой еще гробницы иерархи отперли гробницу, вынули вложенный в нее гроб со св. мощами и оставили посреди храма для общего поклонения и лобызания.

На другой день, после Литургии, мощи были поставлены на уготованное им место на левой стороне храма.

День прославления святителя Тихона Милосердный Господь благоволил ознаменовать обильным излиянием благодати Своей на всех, с верой прибегавших ко гробу Его угодника и к его молитвам и ходатайству.

Множество больных тяжкими и неизлечимыми недугами получили совершенное выздоровление, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар слова. Обилие благодати Божией было зримо и осязательно для всех.

Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, бесноватого или болящего со сведенными руками, ногами или с другими поврежденными членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к св. мощам, ему свыше посылалось выздоровление.

Чудотворения совершались всенародно, на глазах у всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться — так они были явны и поразительны! Чувства радости, удивления и благодарения Господу были всеобщими у многочисленных свидетелей благодатных явлений.

Это событие — прославление свт.

Тихона от Господа чудотворениями и нетлением тела — да утвердит нас в святой православной вере как единой истинной и совершенной, которая являет таких великих угодников Божиих и низводит благодать Божию на всех прибегающих к их молитвам; да исполнит сердца наши упованием на великое к нам милосердие Господа, в явлении нетленного тела Святителя дающего нам верный залог Своей любви к русской державе. Да вразумит это событие и ревнителей мнимой старины, да поймут они, что не в букве сущность дела, но в святой и живой, сердечной вере, руководствуемой св. Церковью, что Церковь Русская, так прославляемая от Господа, принадлежит к составу единой Святой, Соборной, Апостольской Церкви, что, следовательно, вне ее или помимо нее нет нам спасения. Да привлечет оно к Православию взоры и сердца иноверцев и да научит их искать и видеть в восточном Православии дух и жизнь древнего христианства, которого они тщетно ищут в кладезях своей мудрости! Да будет это событие радостным не только для России, но и для всего Православия!

Источник: https://azbyka.ru/

Просмотры (45)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=47384

Чудотворные мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Дни почитания 7 апреля, 9 октября, 18 октября.

Обращаются в молитве за помощью в различных искушения и гонениях, приобретения твердости веры, для вразумления неверующих и сектантов, дарования разумения в учебе.

Патриарха Московского и всея Руси в миру звали Василий Иванович Белавин. В небольшом селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в правоверной семье священника был рожден сын. Случилось это событие 19 января в 1865 году. В этой семье, все дети с детства помогали по хозяйству, ухаживали за скотом и многое умели делать собственноручно.

Когда Василию исполнилось девять лет, он принял решение поступить в Торопецкое Духовное училище. После его окончания в 1878 году, будущий патриарх покидает отчий дом, для того чтобы учится в Псковской семинарии. Учеба давалась ему очень легко, и он с радостью помогал своим однокурсникам в учебе.

Став одним из лучших выпускников семинарии, Василий решил идти дальше и сдал экзамены в Духовную академию в Петербурге(1884 г.). Друзья шуточно звали его Патриархом, не осознавая насколько это было верным в будущем.

В 23 года он стал кандидатом богословия и решил вернуться на Родину и преподавать в родной семинарии. После долгих размышлений Василий решил принять три обета — безбрачие, нищету и смиренность. На тот момент ему исполнилось 26 лет.

Позже 14 декабря 1891 года, он принимает постриг и становится Тихоном, в честь святого Тихона Задонского и очень скоро он уже получил назначение иеромонахом.

Когда святой Тихон получил сан архимандрита, его перевели в Холмскую Духовную семинарию и назначили ректором. Через 7 лет (19 октября 1899 г.), состоялась торжественная хиротония его во епископа Люблинского и его назначили новым викарием Холмско-Варшавской епархии. Всего лишь год святой Тихон пробыл на своей новой должности, когда пришла бумага о его переводе.

Быстро разлетелась весточка о его уходе. Вокруг поезда собралось множество верующих разных религий. Люди плакали и просили не оставлять их, некоторые даже ложись на рельсы, чтобы перекрыть дорогу. Прихожане за короткое время очень полюбили Тихона. Чище и светлее человека они не встречали. Архиерей долго беседовал с народом и все-таки успокоил их, и они его отпустили.

Такое отношение к святому Тихону не удивительно. Где бы он ни был, за ним тянулись тысячи людей. Даже в Америке у него собралось тысячи последователей, которые величали его Апостолом Православия. Тихон семь лет был настоятелем паствы в Америке. Он ездил в дальние деревни и села, наставляя людей на православный путь, помогал строить их духовную жизнь и основывал храмы.

Один из них — это Свято-Никольский храм в Нью-Йорке.

Читайте также:  Молитва "помяни царя давида и всю кротость"

После того как святой Тихон вернулся на Родину, он возглавил древнюю Ярославскую кафедру. Все семь лет он ездил по самым далеким деревням, проводил службы и пытался сплотить народ верой. Позже в 1914 году он стал управляющим Виленской и Литовской кафедрой и был на посту три года.

Во время Первой мировой войны, он помогал вывозить в Москву мощи Виленских святых и вновь возвращался. Даже когда враги были почти на пороге, Тихон вел службы, обходил больницы и давал благословение тем, кто уходил на войну.15 августа 1917 года в Соборе Русской Православной церкви был поднят вопрос о возвращении патриаршества.

Крестьяне полностью поддержали идею. Случайным жребием на место патриарха был выбран святой Тихон.

Советские годы были очень сложными для Православной церкви. Безбожная власть запрещала верить во что-то другое, кроме них самих. Храмы закрывали, святыни из храмов и монастырей конфисковались. Людей заполонял хаос, они были голодны и шли на грабежи и убийства.

Святитель Тихон очень тяжело переживал этот период. Ему было жалко людей, которые опускались до грехопадения. Он не понимал, почему люди уступают этой власти.

Он не боялся за себя, он готов был пожертвовать своей жизнью, лишь бы от этого была какая-то польза для православного народа.

Патриарх Тихон неустанно молился Богу за людей. В беседах с народом, он пытался достучаться до них. Он рассказывал о том, что душа должна быть чистой, он призывал к покаянию. Пытаясь укрепить дух русского народа, он совершал крестные ходы, ездил по всем храмам в разные области и без страха служил в них службы. За его действия в 1922 году он был арестован.

Чуть больше года он пробыл в тюрьме, что сильнее укрепило его дух и веру. После освобождения на него было совершенно два покушения. Но Тихон продолжал следовать своему делу. Он принимал людей в Донском монастыре, которые ехали со всего мира к нему. Последний год для него был тяжелым. Он был болен, но, несмотря на это вел службы. На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 23 марта 1925 г.

святой Тихон отошел в мир иной.

9 октября 1989 года его прилучили к лику святых. В 1992 случайно во время ремонта Малого собора, были найдены мощи святого Патриарха Тихона Московского и всея Руси. Для прихожан это стало великим чудом.

В дни почитания 7 апреля, 9 октября и 18 октября люди просят его такой же твердой вере для себя и своих близких, для помощи отворота человека от сект и для хорошей учебы.

Чудотворные мощи Святителя Тихона находятся в Донском ставропигиальном мужском монастыре, г.Москва.

  • Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/241-chudotvornye-moshchi-svyatitelya-tikhona-patriarkha-vserossijskogo

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, г. Задонск Второе обретение мощей

    Трагична судьба мощей святителя после 1917 года.

Оскверненные 28 января 1919 года так называемой «специальной комиссией по освидетельствованию», действовавшей под эгидой ЧК, останки святого, после того как атеистическая кампания была вынужденно скоротечно завершена, вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой.

Негативное впечатление после инспирированного большевиками (и в изрядной степени ими же инсценированного, как позже выяснилось) вскрытия гробницы св. Тихона быстро стушевалось в народном сознании. Особенно способствовало этому явление нетленных мощей матушки Евфимии Григорьевны Поповой.

 Впрочем, большинство верующих, по рассказам старожилов, изначально восприняло всю с историю с «разоблачительным вскрытием» как провокацию большевиков и не свернуло с натоптанной дороги к Храму.

Мощи святителя, возвращенные под опеку насельников Задонского Богородицкого монастыря пребывали непотревоженными вплоть до весны 1922 года, когда, под предлогом помощи голодающим Поволжья, обе раки вместе с навесами (малая – в теплой церкви Рождества Богородицы и большая – в летнем Владимирском соборе) были конфискованы. Но сама святыня была признана «не подлежащей изъятию» и оставлена «коллективу верующих». К сожалению, ненадолго. В том же году епископ Задонский Иоанн (Болховитинов) перешел в каноническое подчинение так называемым «обновленцам» – раскольнической группировке из числа духовенства, безоговорочно подчинявшейся требованиям новой власти и категорически настроенной против монашества. А потому, хотя мощи и оставались во Владимирском соборе, но хранителями их, вплоть до конца 20-х годов, были «красные попы», как именовали тогда обновленцев те, кто сохранял верность Святейшему Патриарху, а позднее – местоблюстителю Патриаршего престола. После окончательного разгрома Богородицкого монастыря в 1929 году, невдолге закрыты были и его храмы, где служили «обновленцы».

   А в 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск. Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца. Оттуда мощи св. Тихона перевезли в Орловский краеведческий музей, где они пребывали в запасниках до самой Великой Отечественной войны.

    Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году.

    А 19 июня – 2 июля 1959 года по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей.

   Так вот, согласно итогам этого освидетельствования, мощи в 1959 году представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированнная кожа и сухожилия. Не тронута тлением осталась кисть левой руки святого и ныне сохраняемая в кафедральном соборе Орловской епархии.

Акт освидетельстивования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке. Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И с началом повторных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.

      Русская Православная Церковь не оставляла попыток вернуть утраченную святыню, но лишь в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси) чтимые чудотворные останки переданы были Орловской епархии.

Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью – под своды Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 (13 – по старому стилю) августа 1991 года. А накануне, 25 августа, Воронеж попрощался с мощами св. Тихона Задонского, которые с начала лета 1991 пребывали в кафедральном Покровском соборе рядом с усыпальницей святителя Митрофана Воронежского.

    В Задонск на торжества съехалось около 3 тысяч паломников. Только автобусов типа «Икарус» было более 20. А вместе с горожанами, пришедшими на торжество, общее число побывавших в тот день в Богородицком монастыре превышало 5 тысяч.

Улица Коммуны, бывшая Монастырская, по которой двигался к обители крестный ход с мощами, была заполнена народом, желавшим соприкоснуться с таинством возвращения некогда отнятой святыни.

Почтили визитом город Задонск митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук). Они и совершили в сослужении Божественную литургию.

    А затем последовала прочувствованная проповедь, с которой обратился к верующим протоиерей Василий, настоятель Вознесенского собора города Ельца. Тема проповеди была созвучна дню ее произнесения – речь шла о жизненном и духовном подвиге святителя Тихона, благодаря которому он и был причислен к лику святых.

    По завершении проповеди был отслужен благодарственный молебен по случаю возвращения мощей святителя Тихона в Задонск.

    Затем к собравшимся обратился митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, сделав акцент на большом значении состоявшегося события и поблагодарив принявших участие в торжествах архиереев за проявленное внимание. Особые слова благодарности были обращены к епископу Орловскому и Брянскому Паисию, чьими стараниями к верующим вернулись мощи «Российского Златоуста».

В ответном слове преосвященный Паисий поблагодарил митрополита Воронежского и Липецкого за то, что было разрешено оставить в Орле частицу мощей святителя.

Как объявил епископ Орловский и Брянский, в кафедральном соборе города Орла, где осталась частица мощей святителя Тихона, еженедельно, по четвергам, отныне будет совершаться богослужение с чтением акафиста святителю Тихону Задонскому.

    На этом торжества по случаю возвращения в Богородицкий монастырь мощей прославившего обитель угодника Божия были завершены. Святыня обрела покой в специально устроенной раке под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и духовенства иконой с изображением святителя – единственной, оставшейся от прежнего иконного богатства церквей Задонского Богородицкого монастыря.

  •    С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, как и встарь, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.
  •     Ныне составляют эти святые цельбоносные мощи, почивающие в Задонске, славу созданной в 2003 году епархии Липецкой и Елецкой, являя собою нетленный духовный центр ее.
  • Л. Морев, историк

Источник: http://zadonsk-skit.ru/svt_tihon_vtoroe_obret

Исполняется 30 лет со дня возвращения Церкви мощей святого Тихона Задонского | Орловская митрополия

18 июня исполняется 30 лет со дня возвращения Русской Церкви мощей святителя Тихона Задонского, в годы гонений на Православие хранившихся в запасниках Орловского областного краеведческого музея. В 1988 году это событие стало одним из предвестников возрождения церковной жизни, начавшегося в дни празднования 1000-летия Крещения Руси.

Утром 18 июня в Ахтырском соборе Орла, где находятся частицы мощей святого, после Божественной литургии будет отслужен торжественный молебен.

«Российским Златоустом» и «собирателем сокровища духовной мудрости» называет Церковь святителя Тихона. Владыка Тихон (1724-1783 гг.) получил известность как духовный писатель, просветитель, благотворитель и молитвенник. Творения святителя издавались в дореволюционной России восемь раз.

Около пяти лет святитель возглавлял Воронежскую кафедру, а последние годы земной жизни провел в Задонском мужском монастыре, где и написал почти все свои произведения. В 1845 году, во время закладки нового собора, были обретены его нетленные мощи.

А 13/26 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей новоявленного святого.

В 1919 году мощи святителя Тихона были вскрыты безбожниками. В 1929 году — их изъяли и передали в Задонский краеведческий музей, затем — с 1932 года они находились в Елецком атеистическом музее, занимавшем Великокняжескую церковь.

После организации 27 сентября 1937 года Орловской области и вхождения в ее состав городов Задонска и Ельца, святыню перевезли в новый областной центр.

В 1939 году мощи святителя Тихона стали главным экспонатом Орловского антирелигиозного музея, располагавшегося в кафедральном Богоявленском соборе.

Вот что сообщает о пребывании святыни в Орле И. Барсукова, главный хранитель фондов Орловского краеведческого музея:

«В 1937 году в Орле, в Богоявленском храме, был открыт антирелигиозный музей. В этот музей в качестве главных экспонатов были доставлены мощи св. Тихона Задонского и фильм о „разоблачении“, то есть — вскрытии этих мощей. Музей просуществовал до 1941 года.

Как только немцы заняли Орел, городское духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гаману с просьбой об открытии храмов . И первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, стоявшие на горнем месте алтаря.

Настоятель этого храма, отец Александр Кутепов, первым провел в городе крестный ход 26 августа, в день памяти святителя Тихона. Вплоть до освобождения города Богоявленский храм был одной из самых посещаемых церквей в Орле».

С наступлением мира в Орле мощи св. Тихона Задонского вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе. Произошло это в 1947 году. Тысячи людей, переживших ужасы войны, шли за утешением к раке, хранившей мощи Задонского Чудотворца.

А 19 июня — 2 июля 1959 года, по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова), было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей.

Сообщается, что «проводили это освидетельствование настоятель Богоявленского храма отец Николай Карасев, ключарь Алексий Беляев, настоятель Афанасьевского храма отец Владимир Отт, консультантом был известный орловский врач и тайный монах Владимир Иванович Турбин (монашеское имя Никон), ассистентами были монахини Августа и Евфросинья».

Согласно итогам этого освидетельствования, мощи представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого… Акт освидетельствования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке.

Читайте также:  Хлеб из монастыря святой матроны: что делать с закваской и можно ли выбросить

Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И, с началом очередных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве, в октябре 1961 года, мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.

Об этом периоде вспоминает один из клириков Богоявленского собора 1950-60-х годов — протоиерей Мефодий Борисёнок:

— Поклониться мощам Тихона Задонского, хранившимся в Богоявленском кафедральном соборе, приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть, — рассказывает о. Мефодий. — Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее.

Изымали святыню в полночь. Мне об этом рассказывали очевидцы тех событий: настоятель храма Игорь Базилевич и священники Иосиф Бычок и Василий Теляковский. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого. Было это в 1960 году.

Среди сотрудников музея нашлись верующие люди, от которых я и узнал, где находятся мощи, — продолжает рассказ о. Мефодий. — Сообщил об этом владыке Глебу. Он начал ходатайствовать о возвращении мощей.

Торжественная передача мощей состоялась в Орле 18 июня 1988 года. Историческое событие запечатлено на снимке известного орловского фотографа Леонида Тучнина.

Святыня была помещена в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году мощи были переданы во вновь открытый Задонский мужской монастырь. Кисть руки святителя Тихона была оставлена в Ахтырском храме.

Вериги святителя Тихона переданы в Иоанно-Крестительский храм.


Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии

Источник: http://www.orel-eparhia.ru/news/2018/06172

Мощи святых

По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Раб. и Кр. Депутатов от 27-го января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р.К.П.(большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28-го января 1919 г.

в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита.

Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.

Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.

По словам монахов, мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором, воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность.

По словам монашествующих, мощи с того времени оставались неприкосновенными; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать.

После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.

Монашествующие стали советоваться, кому по чину начать снимать дорогое облачение с Тихона. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов.

Снявши последнюю повязку, увидели вату слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.е. рассыпавшийся при прикосновении).

Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось.

После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т.к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения.

Взору присутствовавших представилось следующее.

Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Tихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.

Затем приступили к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.

Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.

Внутри картона — вместо мощей оказалась вата.

Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.

В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.

Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной частью (т.е. кость была перевернута).

Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и все возможных тряпок, увязанных бинтовой материей.

Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была так же составлена, но в ней было несколько перстяных костей.

Ни плеча, ни предплечья совершенно не было.

После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т.п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.

Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свежеотделанном ящике.

В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул.

Источник: https://tainadiveevo.ru/tihon-zadonskiy-akt-vskrjtiya-moshchey

Святитель Тихон Задонский

Он стал одним из самых ярких православных религиозных деятелей-богословов, живших в XVIII веке и канонизированных в лике святителей и чудотворцев Русской Церкви.

Епископ Воронежский и Елецкий, Святитель Тихон Задонский прожил сложную и в то же время замечательную, полную духовных плодов жизнь, за что не уставал благодарить Господа.

Святой жил очень скромно, употреблял скудную пищу и не боялся тяжелого физического труда, однако совсем не этим он прославился. Его любовь к Господу была настолько велика, что практически всю свою жизнь он посвятил служению Божьей Церкви на земле.

Святитель Тихон Задонский: житие

Будущий епископ, а пока в миру Соколов Тимофей Савельевич, появился на свет в 1724 году в селе Короцко Новгородской губернии. Семья была очень бедной, отец Савелий Кириллов был дьячком. Новую фамилию Тимофею дали в Новгородской семинарии. Своего отца он не помнил, так как тот очень рано умер.

На руках матери осталось шестеро детей — четыре сына и две дочки. Старший брат тоже, как и отец, стал дьячком, среднего взяли в армию. Средств никаких не было, и поэтому вся семья жила практически впроголодь.

Бывало, когда в доме совсем нечего было есть, Тимка за кусок хлеба целый день боронил пашню у богатого мужика.

Обучение

В 1738 году Тимку матушка привезла для поступления в Новгородское духовное училище. В этом же году родительница умерла, и Тимофей остался сиротой. По просьбе его брата — причетника в Новгороде — его зачислили в Новгородскую духовную школу, действующую при архиерейском доме, которую в 1740 году переименовали в духовную семинарию.

Мальчика Соколова как одного из лучших учеников сразу же зачислили и перевели на казенное содержание. И тогда он стал получать бесплатный хлеб и кипяток. Половину хлеба он съедал, а другую продавал и покупал свечи, чтобы читать духовные книги.

Дети богатых купцов часто смеялись над ним, например, найдут оттопки его лаптей и машут ими над ним вместо кадила со словами: «Величаем тя, святителю!»  

Учился он в семинарии целых 14 лет и закончил ее в 1754 году. Все дело в том, что в семинарии не хватало учителей. Проучившись по четыре года риторике, богословию и философии и два года грамматике, будущий святитель Тихон Задонский стал учителем греческого языка и богословия.

18 января 1759 года его назначают архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря, и в этом же году он получает должность ректора Тверской духовной семинарии и преподает богословие. И ко всему этому его определяют присутствующим в духовную консисторию.

Воронежская кафедра

На владыку Тихона было возложено управление Воронежской епархией, куда кроме Воронежской губернии входили Курская, Орловская, Тамбовская и Область Войска Донского, на тот момент все это нуждалось в серьезном преобразовании.

А так как вольные степи Дона в конце XVII века стали местом укрытия от правительственных преследований сектантов и старообрядцев, святителю было очень нелегко бороться с настроениями тогдашней церковной жизни.

Препятствия его добрым намерениям устраивали отдельные лица как светской власти, так и самого духовенства.

Но епископу Тихону важно было подготовить достойное наследие умных и образованных пастырей, поэтому он ввел строгое уставное богослужение и требоисполнение. Под его руководством были образованы школы для бедных детей священнослужителей и для самих священнослужителей. На духовные должности он искал достойных, заботился не только о своей пастве, но и о благоустройстве и благолепии храмов.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Собор Владимирской иконы Божьей матери

Последние 14 лет своей жизни святитель Тихон провел в Задонске. Здесь, в мужском монастыре хранятся его мощи, поклониться которым приезжают не только сегодня, 26 августа, но и каждый день люди, которые просят святителя избавить их от уныния и о душевном здоровье.

 Каждый год в задонский монастырь из трех городов отправляется крестный ход. Верующие идут десятки и даже сотни километров, чтобы принять участие в праздничной службе. Каждый год из нескольких сотен человек каждого крестного хода в Задонск прибывает один из пяти паломников.

Предсказание

К концу жизни он стал молиться, чтобы Господь подсказал ему время кончины. И был ему голос на утренней заре: «В день недельный».

В этом же году он видел светящийся луч, и на нем стояли великолепные палаты, он хотел было войти в дверь, но ему сказали, что он сможет это сделать только через три года, однако ему надо потрудиться.

После такого видения святой Тихон уединился у себя в келье и редко принимал у себя своих друзей. Ему были заготовлены одежды и гроб, который стоял в чулане, отец Тихон часто приходил к нему, чтобы поплакать.  

Перед смертью в тонком сне святитель Тихон Задонский увидел, как знакомый священник через Царские двери алтаря вынес младенца, которого святитель поцеловал в правую щеку, и тогда тот ударил его в левую. Утром святой Тихон почувствовал, себя очень плохо, щека и левая нога онемели, рука стала трястись. Но он принял свою болезнь с радостью.

А потом уже перед самой смертью он видел сон, как представилась перед ним лестница до небес, по которой он пытается вскарабкаться, и у него ничего не получается из-за слабости, тогда народ стал помогать, поддерживать и подсаживать его все ближе к облакам.

Свой сон он рассказал другу, монаху Козьме, и вместе они поняли, что близка кончина святителя.

Рака с мощами святителя Тихона Задонского

Мирная кончина

Святой Тихон удалился на покой 17 декабря 1767 года. Ему было дозволено жить там, где он пожелает, и поэтому сначала он поселился в Толшевском Преображенском монастыре (40 км от Воронежа).

Однако там была болотистая местность, климат этот не пошел во благо здоровью святителю, тогда он перебрался в Задонский монастырь и там жил до конца жизни.

 Во время своих немощей он постоянно причащался Святых Тайн, вскоре ему было возвещено свыше, что он представится перед Господом в воскресенье 13 августа 1783 года. В это время ему было 59 лет.  

В Задонском Рождество-Богородицком монастыре нашел свой вечный покой святитель Тихон Задонский, мощи его святые и сегодня находятся во Владимирском соборе.  Его канонизация состоялась 13 августа 1861 года при правлении Александра II.

На могиле святого почти сразу же стали совершаться чудеса.

 Стоит тут же отметить, что храм святителя Тихона Задонского и Игнатия Богоносца входят в целый церковный городок Рождество-Богородицкого монастыря города Задонска Воронежской области.  

По рассказам старожилов, иеродиакон Богородичного монастыря отец Виктор в 1943 году снимал квартиру у одной местной жительницы — Е. В.

Семеновой, у которой более десяти лет на чердаке сохранялась древняя икона святителя Тихона Задонского, и она стала единственной спасенной иконой из Владимирского собора во времена правления атеистической советской власти.

Ее еще называют «гробовым» образом святого Тихона, она изображает его во весь рост и со времен прославления его имени стояла за ракой мощей святого. Там она и теперь пребывает.

Источник: https://krasnoselie.ru/blog/svyatitel-tihon-zadonskiy/

Ссылка на основную публикацию