Святые мощи александра невского, где хранятся

12 сентября Русская православная церковь отмечала большой праздник – день перенесения мощей великого князя Александра Невского.

У этих мощей довольно интересная история. Александр Ярославич скончался от болезни 14 ноября 1263 года в Городце, когда возвращался на Русь из Орды.

После смерти тело князя перевезли во Владимир, а уже в 1724 году по приказу Пётр I» href=»https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I»>Петра I мощи благоверного князя были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Это произошло вскоре после заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией, который положил конец Северной войне, начатой Петром еще в 1700 году. Вполне понятно, почему император захотел почтить память великого князя: ведь Невский знаменит своей победой над шведским войском в 1240 году.

Это то, о чем известно большинству.

Однако немногие знают, что мощи князя сильно пострадали при пожаре, главный проспект Петербурга назвали в его честь, а не в честь Невы, Александро-Невскую лавру построили благодаря путанице Невского с его сыном, а в эпоху СССР считалось, что в гробнице князя вообще нет его мощей, а вместо них хранятся кости разных людей. Об этом и многом другом «Истории.РФ» рассказал насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен (Шевченко).

«Крестный ход из 100 тысяч человек»

– Отец Пимен, здравствуйте и с праздником! Расскажите, как отмечают православные день перенесения мощей князя в Петербург?

– Обычно ко дню торжества перенесения мощей благоверного князя Александра Невского у нас всегда приурочен фестиваль колокольных звонов, он прошел у нас накануне, в воскресенье. Он всегда проходит в воскресный день для удобства людей, и в том числе для звонарей, которые приезжают со всех регионов страны.

В сам день праздника совершается праздничная литургия: и в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и в Казанском соборе – сегодня божественную литургию здесь возглавил митрополит Варсонофий в сослужении сонма архиереев и духовенства.

Оттуда уже идет крестный ход, и проходит торжественный молебен на площади Александра Невского.

– Сколько человек приняли участие в крестном ходе в этом году?

– Сегодня владыка-наместник на обеде сообщил (ему поступили сведения из МВД), что [на крестный ход пришло] порядка 100 тысяч человек. Конечно, это радостно, что есть люди, которые приходят и в рабочий день посещают это молитвенное шествие.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Это правда, что крестный ход долгое время не проводился из-за запрета советского руководства и стал вновь проводиться совсем недавно?

– Да, эта традиция у нас возобновилась пять лет назад. Она была как раз приурочена к 300-летию Александро-Невской лавры, и с этого года мы уже ежегодно в день памяти Александра Невского идем по улице, по главной артерии нашего города, которая, кстати, ведь и была названа в честь благоверного князя.

Петр I именно в 1724 году переименовал Монастырский тракт в Невский проспект – в честь Невского. А уже при Екатерине II, когда он был объединен с центральной перспективой, Невский проспект получил свое продолжение до Адмиралтейства. Таким образом, Невский проспект имеет свое название от благоверного князя, а не от Невы.

Кроме того, в этом крестном ходе встречаются две самые важные святыни, которые Петр I положил в основание этого города: это Казанская икона Божией Матери и мощи Александра Невского.

Эти два покровителя встречались и продолжают встречаться сейчас на площади Александра Невского, пройдя, по сути, через весь исторический Санкт-Петербург.

«Благодарность за отмену крепостничества»

День перенесения мощей князя является не только церковным, но еще и государственным праздником. Когда он приобрел всероссийское значение?

– Действительно, со времен Елизаветы Петровны день перенесения мощей Александра Невского стал государственным, а тем более после вступления в должность императора Александра I этот праздник превратился во всероссийское торжество. Считалось, что это государев день, и по всем храмам служили молебны.

Очень ярко этот праздник стал отмечаться после того, как императором Александром II был подписан указ об отмене крепостного права. По многим уголкам России в благодарность Богу за отмену крепостного права люди писали иконы Александра Невского.

В то время появляется образ Александра Невского, который держит в руке хоругвь – это была некая благодарность императору Александру.

Когда писали иконы его небесного покровителя, на многих из них даже были дарственные надписи – благоверному князю Александру Невскому за его военные подвиги и императору Александру II. Многие храмы в России стали освящать как раз в честь Александра Невского.

Было две волны: первая – после отмены крепостного права, когда в России стали строить много часовен и храмов в честь Александра Невского, освящать приделы, и вторая волна – уже после убийства императора, когда также многие храмы стали освящать в честь благоверного князя.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Почему Петр решил перевезти мощи Невского в Северную столицу? Он почитал князя, поскольку тот, как и сам Петр, одержал славную победу над шведами?

– Вы знаете, один из историков указывает, что еще в 1703 году Петр I осматривал территорию будущего [Александро-Невского] монастыря и у него уже тогда появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его останки.

Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое – это, конечно, победа на Неве. Но, как мы знаем, она произошла не здесь, не в устье Черной речки и Невы, где располагается сейчас Александро-Невская лавра. Было также еще одно событие.

Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве, неподалеку отсюда. Скорее всего, два этих события сплелись в сознании народа, и местные жители указывали, что это именно то самое место, где Александр Невский одержал победу.

Хотя, я думаю, Петр знал истинное место в Усть-Ижоре, но, так или иначе, так как место было связано с именем Александра Невского через его сына, то и было решено именно здесь устроить монастырь и перенести сюда мощи благоверного князя.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Историки и богословы пишут, что мощи Невского «были открыты» в 1380 году накануне Куликовской битвы. Что это значит? До этого их никто не видел?

– Дело в том, что князь Александр Невский был похоронен в усыпальнице одного из храмов Рождественского монастыря во Владимире, и многие почитали и знали его.

А вот поводом для такого общероссийского почитания стала как раз Куликовская битва. Невский был явлен для многих людей как некий предстатель, молитвенник за Россию.

То есть были открыты даже не мощи, а сам Александр Невский. Впервые громко прозвучало его имя как святого.

«Советские слухи о “не тех” мощах»

– Что было с мощами князя, пока они находились во Владимире?

– Мощи долгое время находились под спудом, то есть были в земле: делалась каменная гробница, туда опускался гроб, сверху ставилась каменная плита. Потом храм горел. Уже после пожара мощи были подняты на поверхность и обрели привычный нам вид, когда они находятся не в земле, а в раке.

– Мощи пострадали при пожаре?

– Очень сильно пострадали. Петр I уже привез мощи [в Петербург] в относительно небольшом ковчеге – это уже то, что от мощей осталось. Есть их описание – правда, очень своеобразное.

Когда в 1922 году было изъятие церковных ценностей и большевики вскрывали мощи Александра Невского, были даже некоторые врачи, которые составили акт, где говорилось, что там отнюдь не мощи, а 12 костей от разных людей и тому подобное.

Но нужно понять, что эпоха диктовала свои условия, и необходимо было всеми силами принизить важность Александра Невского. В этот момент шла очень обширная дискуссия по поводу здания Александро-Невской лавры, и, безусловно, унизив останки Александра Невского, можно было внести долю сомнения и раскола в православное общество.

Поэтому, когда уже в 1989 году мощи были обнаружены в запасниках нынешнего Казанского собора (тогда Музея истории религии и атеизма), они были вскрыты и освидетельствованы, и никаких подобных высказываний со стороны тех специалистов, которые там присутствовали, не было.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Значит, можно сказать, что мощи Невского не утратили своего значения?

– Ведь мы говорим о том, что мощи – это останки святого человека. Вне зависимости от того, нетленное ли это тело или кости, мы все равно признаем это мощами. К примеру, привозили мощи святителя Николая – это часть мощей, но мы все равно называем их «мощи». Это то, через что мы соприкасаемся с той благодатью, которую стяжал святой в своей жизни на протяжении лет пребывания на земле.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/nievskogho-pierieputali-s-synom-pravda-o-moshchakh-vielikogho-kniazia

12 сентября — обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского, перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского / Исторические справки / Патриархия.ru

12 сентября 2007 г. 08:47

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяСвятой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

При сыне Иоанна III великом князе московском Васи­лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила.

Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не­кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня.

Неожиданно конь вздыбился и упал мерт­вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяВ царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений.

Читайте также:  Благодарственная молитва после причастия

Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.

Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей.

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяПеренесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи г. Санкт-Петербург (1703 г.), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры).

С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлис­сельбург.

В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале XVIII века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки).

20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия.

Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей ее небесного покровителя.

В феврале 1722 года, исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита».

Ковчег с балдахином для мощей, с «носилом» (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года.

После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков.

Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18-го состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и Подонским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке, Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26-го — в Твери, 28-го — в Торжке, 31-го — в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря.

13 сентября их доставили в Старую Ладогу. В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи были встречены и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских».

В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же для печатания гравюр знаменитым гравером Пикаром была выполнена медная доска с видом Александро-Невского монастыря.

В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяВ самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского. Утром в воскресенье 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обер-иеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографии протектору архимандриту Гавриилу (Бужинскому).

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века.

В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долго­ждан­ный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру.

Вновь составленное житие святого Алек­сандра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысел Божий усматривал небесное покровительство городу. В годы первой и второй мировых войн героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством небесного покровителя города на Неве, продолжает свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/141045.html

Мощи святого благоверного великого князя Александра Невского

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса.

В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г.

в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя.

Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.

) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В 1790 году по окончании строительства главного соборного храма в честь Святой Троицы, мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены в собор, в нишу за правым клиросом.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации. Но эвакуация не была осуществлена.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность.

Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма.

Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского».

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году.

Источник: https://lavra.spb.ru/about/saints-and-shrines/reliquary.html

Вскрытие мощей св.блгв.вел.кн. Александра Невского в Петрограде 12 мая 1922 г

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

По учению православной церкви, «мощи – оставшиеся нетленными после смерти тела христианских святых, которые должны чтиться также, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу». Дни обретения и перенесения мощей церковь отмечает как особые праздники. Однако нетленность тел «почивших святых людей» не является главным или даже обязательным атрибутом почитаемых мощей. В православном катехизисе содержится следующее разъяснение: «Тела некоторых усопших святых сохраняются в сравнительной или даже полной целостности. Но почитаются они отнюдь не за их всегда бывшую нетленность, а за то, что по причине святости почивших тел их и по смерти являются хранителями Божественной благодати, силою которой подаются верующим дары исцелений и другие духовные дарования». [2]

Почитание этих священных реликвий уходит своими корнями в далекое время зарождения христианской религии, гонений на первых христиан. Тогда же стало обязательным строить храмы на мощах мучеников. Святые останки, обычно находившиеся в приходской или домовой церкви, помещались частицами в крестах запрестольных и напрестольных, в крестах-мощевиках, в серебряных ковчегах.

Во вселенском православии почитаемы также костные останки святых. Согласно традиции, принятой в монастырях Афонской горы, к мощам можно относить и выкопанные из земли по прошествии трех лет после погребения костные останки подвижников. Русской православной церковью с древнейших времен в равной степени почитались святые мощи как в виде нетленных тел, так и в виде костей.

Например, опубликованный в 1903 г. в некоторых газетах отчет с подробным описанием результатов обследования духовенством останков Серафима Саровского, которые были обнаружены в виде костей, не помешал его канонизации. Выдающийся церковный историк Е.Е. Голубинский писал в начале XX в.

Читайте также:  Молитва о смирении

, что церковь в своем учении о нетленности мощей отнюдь не предлагала понимать нетленность их в смысле ненарушенности, сохранности тел. [3]

Все эти обстоятельства, важные для церковного почитания мощей, не учли организаторы антирелигиозной кампании, поскольку исходили из того, что осмотр содержимого рак выявит тленность останков святых и тем самым «разоблачит перед массами вековой обман церковниками трудового народа».

Кроме того, антирелигиозники рассматривали святые мощи как «средство извлечения монастырями и храмами огромных доходов». Поэтому «разоблачение мошеннических проделок церковников с мощами», по замыслу П.А.

Красикова, руководившего в то время религиозной (точнее – антирелигиозной) политикой советской власти и являвшегося одним из главных организаторов кампании, должно было привести к подрыву материального положения церкви. [4]

Конфискация у церкви мощей грозила затруднить ее богослужебную деятельность. Со времен первого Карфагенского собора (около 220 г.), определившего, что ни один храм не должен строиться иначе, как на мощах мучеников, до настоящего времени каждый православный храм имеет частичку мощей какого-нибудь святого.

Частичка эта зашивается в антиминс – особый, возлагаемый на освященный престол храма плат, без которого нельзя совершать божественной литургии. Это обстоятельство позволяет лучше уяснить позицию духовенства и, в частности, патриарха Тихона, который в письме к председателю ВЦИК М.И. Калинину от 9 августа 1920 г.

оценил кампанию по вскрытию мощей как неприкрытое вмешательство государства во внутренние дела церкви, непосредственно относящиеся к области культа. [5]

16 февраля 1919 г. коллегия Народного комиссариата юстиции приняла постановление об освидетельствовании, публичной демонстрации и изъятии мощей. Согласно этому документу, само вскрытие, т.е. снятия с мощей покровов и т. п.

, должны были производить священнослужители в обязательном присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов.

После оформления протокола вскрытия, подписанного духовенством и медицинскими экспертами, к осмотру мощей рекомендовалось привлекать «самые широкие массы».

Губисполкомам рекомендовалось «для устранения возможности использовать в дальнейшем обман с мощами по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, открытые раки со всем содержимым передать… в местные музеи, или захоронить». [6]

Источник: http://gosudarevsobor.cerkov.ru/vskrytie-moshhej-svyatogo-knyazya-aleksandra-nevskogo-v-petrograde-12-maya-1922-g/

Ковчег с мощами святого князя Александра Невского | Православный портал iTreba

12 сентября Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, которое произошло в 1724 году.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.

) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира.

Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт-Петербург.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяКнязь Александр Невский на фоне Московского Кремля. Икона 1889 г.Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го в Твери, 28-го в Торжке, 31-го в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла.

При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено,  празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе.

В 1730 году, празднество снова было восстановлено).

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века.

В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру.

Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне.

  • В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.
  • В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александра Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.
  • В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Источник: https://itreba.org/ru/shrines/kovcheg-s-moschami-29

Память перенесения мощей князя Александра Невского. Справка

2010-09-12T09:00+0400

2010-07-15T18:30+0400

https://ria.ru/20100912/255155730.html

Память перенесения мощей князя Александра Невского. Справка

https://cdn25.img.ria.ru/images/15500/24/155002453_0:0:1340:3000_1036x0_80_0_0_c4b9a850e9b73a196ae2ef659136f25b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

12 сентября (30 августа по ст.ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт Петербург, которое произошло в 1724 году.

12 сентября (30 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт‑Петербург, которое произошло в 1724 году.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира. Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой ‑ в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт‑Петербург.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт‑Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26‑го ‑ в Твери, 28‑го ‑ в Торжке, 31‑го ‑ в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла.

При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт‑Петербург в Александро‑Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе.

В 1730 году празднество снова было восстановлено).

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века.

В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру.

Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

Читайте также:  Молитва божьей матери млекопитательница: о чем молятся и в чем помогает

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро‑Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100912/255155730.html

Что обнаружили большевики вскрыв раку с мощами Александра Невского

В октябре 1918 года при учете имущества Александро-Свирского монастыря в раке Александра Свирского вместо мощей была обнаружена восковая фигура.

Православная общественность решила, что проводивший осмотр большевик Август Вагнер просто не поверил в сохранность мощей и принял их за куклу.

Впоследствии медицинская комиссия якобы подтвердила, что останки святого — нетленная плоть, но все равно этот эпизод стал поводом для проведения большевиками широкой компании по проверке мощей православных святых.

Всего было произведено вскрытие 63 мощей, размещенных в ряде русских губерний. Процедуры проводились в присутствии врачей, духовенства, большевицкого актива и прихожан церквей. Результаты антицерковной компании собраны в отчете 8 отдела комиссариата юстиции и в 1920 году опубликованы в журнале «Революция и церковь».

Куклы, мумии и пустые гробницы

После осмотра комиссией выявлено, что среди мощей было пять кукол. Помимо воскового Свирского ими оказались Ефросиний Суздальский — тканевая кукла с останками скелета, Савва Сторожевский (Звенигород), Кирилл Новоезерский (Белозерск). Мощи патриарха Питирима Тамбовского оказались костями, залитыми воском и помещенными в металлическую раку.

В трех гробницах вообще не было человеческих останков. При проверке святого Артемия Веркольского члены комиссии обнаружили три сундука с ватой, церковной одеждой, а в последнем уголь с битым кирпичом.

По воспоминаниям участников, от увиденного некоторые монахи стали снимать свои черные одежды и просить остричь им волосы.

В селе Воскресном в гробнице святого Павла Обнорского оказались обычные доски, старые монеты, строительный мусор и пустая банка от помады для волос марки «Брокар». Гробница с мощами Макария Жабынского в Тульской губернии была пустой.

Среди «нетленных мощей» выявлено и восемь мумифицированных тел, большинство из которых сильно разрушены.

Ими оказались останки князя Георгия во Владимире, святых Феодосия в городе Тотьма, Прокопия Устьяновского, Арсения Чудотворца из тверского монастыря, а также московских Виленских угодников (Антоний, Иоанн, Ефстафий). Лицо сильно истлевшей мумии Ефросинии Полоцкой было покрыто слоем невыясненной массы коричневого цвета.

Неполные скелеты и отдельные кости

В остальных 47 случаях в гробницах выявлены сильно истлевшие скелеты, чаще отдельные фрагменты костей вперемешку с ватой и останками облачений.

Например, в раке с мощами Сергея Радонежского нашли человеческие кости вперемешку с истлевшей одеждой, ватой, мертвой молью и личинками. Часто недостача костей компенсировалась ватой. Комиссия обнаружила такие фальсификации у Митрофана Воронежского и ряда других святых.

Мощи Тихона Задонского оказались фрагментами костей и картоном, выкрашенным в телесный цвет, а роль груди играл металлический каркас.

Интересно, что новгородский князя Владимир оказался обут в сапоги фабричного производства, а среди костей князя Константина и «чад его» оказалась брошка с надписью «Шура». В костяке князя Гавриила из Юрьев-Польского врачами выявлено 2 лишние височные кости и детское ребро.

Последствия проверки

В августе 1920 года был издан циркуляр, предписывающий исполкомам проводить на местах ликвидацию мощей, избегая нерешительности и полумер.

Обнаруженные куклы и прочие фальсификации передавать в музеи атеизма и возбуждать против шарлатанов уголовные дела.

Патриарх Тихон признал, что к сохранению мощей святых церковные служители относились халатно и на местах священники и монахи могли потерять фрагменты останков или довести их до плохого состояния.

Тихон решает возродить древнюю практику проверки мощей и сказал, что за недосмотр каждый преосвященный будет лично отвечать. Однако было поздно, большевики, настроенные оттянуть народные массы от православной церкви, начали целенаправленную политику ее уничтожения. В 1922 году новая власть завершит разгром РПЦ и проведет изъятие церковного имущества. В этом же году вскроют раку Александра Невского, в которой обнаружат 12 костей, принадлежащих разным людям.

Видео дня. iPhone опасен: излучение превышает норму в 2 раза

Источник: https://news.rambler.ru/other/42125850-chto-obnaruzhili-bolsheviki-vskryv-raku-s-moschami-aleksandra-nevskogo/

Русская линия / Библиотека периодической печати: Возвращение святого князя

20 сентября в Москву из Санкт-Петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры привезут мощи князя Александра Невского.

Принесение мощей организует Фонд Андрея Первозванного с благословения Патриарха всея Руси Алексия II.

Где побывает святыня?

С 20 по 27 сентября мощи будут находиться в Москве: 20−22 и 24 сентября в храме Христа Спасителя, 23 сентября — в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре в Домодедово, 25−27 сентября — в храме Воскресения Христова на Семеновской.

С 27 по 29 сентября мощи будут доступны желающим в Калининграде, с 29 сентября по 3 октября — в Риге, с 3 по 5 октября — во Пскове, с 5 по 7 октября — в Великом Новгороде, с 7 по 10 октября — в Ярославле, с 10 по13 октября — во Владимире, с 13 по 16 октября — в Нижнем Новгороде, с 16 по 20 октября — в Екатеринбурге. После чего святыня вернется в Санкт-Петербург.

Чем славен Александр Невский?

Александр Ярославович Невский родился в Переславле-Залесском. Точную дату рождения историки установить не могут. Скорее всего, это 1220−1221 годы. Он происходил из рода Владимиро-Суздальских великих князей, был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха.

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца — князя Ярослава. Его первый бой произошел в 1235 году на реке Эмайыги — в нынешней Эстонии, где русские дружины разбили немцев.

В 1236 году юный Александр стал князем в Новгороде и прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом в то время, когда остальная Русь подверглась монгольскому погрому.

В 1240 году под предводительством Александра наши разгромили шведских рыцарей у впадения реки Ижоры в Неву. После этой битвы Александра стали называть Невским. Это сражение предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на Новгородско-Псковские земли.

Вернувшись в Новгород, Александр хотел управлять так же властно, как его отец и дед, но это привело к обострению отношений с новгородским боярством. «Отцы города» опасались усиления князя, роста его популярности в народе. Поссорившись с новгородцами, Александр ушел княжить в Переславль-Залесский. Но вскоре по просьбе горожан вернулся обратно.

Новгородцам и псковичам угрожал немецкий орден Меченосцев, объединившийся с Тевтонским орденом. В 1240 году немцы захватили Изборск — город на западной границе Новгородской земли.

В 1241 году благодаря предательству бояр-«западников» они заняли Псков. И приступили к завоеванию Новгородской волости. Вскоре немецкие отряды стали грабить русских купцов уже в 30 верстах от Новгорода.

Вот тогда новгородцы вновь призвали князя Александра.

В 1242 году князь освободил Псков, после чего двинулся в Ливонию. Здесь, на льду Чудского озера, в 1242 году под его руководством было уничтожено немецкое войско вместе с европейскими и прибалтийскими союзниками. Ледовое побоище на 800 лет остановило пресловутый германский «натиск на Восток».

В 1242 и 1245 годах князь Александр одержал целый ряд побед над литовцами, тем самым показав, что нельзя более безнаказанно делать набеги на русские земли.

В чем главный подвиг Александра Невского?

Однако почитают Александра Невского не только и не столько за воинскую доблесть, сколько за его дипломатию. Он избрал совершенно другую политику по отношению к Золотой Орде, чем к немцам и шведам.

Князь первым среди соотечественников понял, как обратить на пользу Руси владычество монголов.

Во-первых, восточные завоеватели насильно объединили раздираемую феодальными междоусобицами страну.

По сути, они невольно обеспечили национальное и территориальное единство будущей России. Во-вторых, они далеко не везде поставили свои гарнизоны, да и те вскоре ушли из русских городов — кочевникам неуютно жить среди лесов. Правителями они назначали русских князей.

И, в-третьих, монголы оказались очень веротерпимыми — их не интересовало, кто кому молится, лишь бы признавалась их власть и аккуратно поступала дань.

Немцы же и прочие носители «западной цивилизации» стремились либо насильно окатоличить русское население, либо его уничтожить. Если для монголов война с Русью была кавалерийским рейдом ради добычи, после чего они возвращались в степи, то рыцари шли в крестовый поход, чтобы навсегда осесть на наших землях и лишить Русь ее православной веры.

Потому князь Александр изо всех сил удерживал своих подданных от бессмысленных антимонгольских выступлений, пока государство не стало единым и не набралось сил. Он неоднократно ездил в Орду, побратался с сыном хана Батыя Сартаком, добился освобождения русских от участия в завоевательных ордынских походах и предотвратил нашествия ханов на Русь.

Александр княжил в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси. Им была усилена великокняжеская власть, он много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли после монгольского погрома. Более того, благодаря мудрой политике Александра, монгольская конница теперь защищала «свои» — русские владения от западных хищников.

Была ли альтернатива такой политике? Некоторым современникам Александра Невского казалось, что да. Многие князья в борьбе с ордынским игом надеялись на помощь Европы. Князь Даниил Галицкий изменил православию и вступил в унию с Римом, заключив союз с Папой. Этот союз ничего ему не дал.

Никакой реальной поддержки Галицкому со стороны Рима оказано не было, ему пришлось самостоятельно обороняться от ордынцев, и после нескольких лет борьбы с монголами он вынужден был им покориться.

А Западная Русь оказалась настолько ослабленной, что ее впоследствии поделили сразу несколько держав — Польша, Венгрия и Литва.

Потому, когда в 1251 году Римский Папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов, князь это предложение отверг в самой категоричной форме. Так на Руси была сохранена православная вера, которая духовно объединила страну. По сути, сохранение веры означало для русского народа то, что сегодня мы называем национальной идеей.

Почему Александра Невского причислили к лику святых?

Возвращаясь из четвертого путешествия в Орду, князь Александр занемог и скончался в 1263 году в городе Городец. Погребен он во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

По отзывам современников, когда тело положили в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Но князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

В 1280 годах во Владимире начинается почитание князя как святого.

В 1547 году Александр Невский был включен в число святых, память которых отмечалась во всех храмах Русской православной церкви. Общерусская канонизация состоялась на Соборе 1547 года.

Почему святой князь особо почитается в России?

Его имя стало символом боевой доблести. Оно ободряло соотечественников накануне Куликовской битвы в 1380 году и во время страшного набега крымских татар в 1571 году. Считается, что Александр Невский помог Ивану Грозному взять Казань и Петру Великому победоносно завершить Северную войну.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском, когда шла война со шведами или немцами. В 1710 году было решено увековечить в Петербурге память об Александре Невском строительством монастыря.

Мощи его по повелению Петра I были перенесены в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где находятся и сейчас.

В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград Российской империи, существовавших до 1917 года. Орден Александра Невского был вторым по значимости после ордена Андрея Первозванного. Во время Великой Отечественной, в 1942 году орден Александра Невского был учрежден снова, им награждались советские военачальники.

При большевиках в 1920 году серебряная рака с мощами была вскрыта. Раку отдали в Эрмитаж, а мощи — в Музей истории религии и атеизма, открытый в то время в Казанском соборе. В 1988 году мощи были переданы Московской патриархии и в 1989 году перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

О чем его молят?

Известно много случаев исцелений от самых различных недугов, когда больные, искренне помолясь и покаявшись в грехах, просили Александра Невского о помощи и ее получали. Слепые обретали прозрение, вставали на ноги разбитые параличом, эпилептики избавлялись от припадков.

— Чаще всего мы приходим к мощам святых с молитвами о здоровье, благополучии для себя, своих родных и близких, — рассказал митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. — В случае принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского мы имеем возможность обратиться к нему как к защитнику и покровителю нашего Отечества и всех нас.

Поэтому, приходя поклониться и приложиться к святыне, молитесь о России.

Что такое мощи?

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский означает — «останки». Этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти.

Однако на церковнославянском языке так названы не тела умерших, а только их кости. Считалось, что сила, крепость человеческого тела заключается именно в костях. Отсюда и происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» — сила.

Мощи кладутся в раку — гроб на почитание, который может быть доступен.

Люди подходят к мощам, как к иконе: крестятся и прикасаются к ним.

http://www.rg.ru/2007/09/14/nevskii.html

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=23499

Ссылка на основную публикацию