Молитва келейная

  • Отличия и особенности подобного прошения
  • Виды келейных молитв
  • Правила чтения

Келейная молитва — это прошение, которое совершается в одиночестве, когда человек говорит самостоятельно, напрямую с Господом. Его никто не слышит, кроме молящегося и Отца его Небесного, это чистый диалог.

Просить у Бога чего-либо таким образом можно за себя самого и за кого-то, например, монахи и священнослужителя совершают подобные молебны по просьбы прихожан и паломников. Такой вид также называется келейной мольбой почтенного старца Иоанна Крестьянкина, почему и как именно ее совершают можно узнать из данной статьи.

Отличия и особенности подобного прошения

В христианской вере нет ничего необоснованного или выдуманного, все законы и правила прописаны в догматах и Святом Писании. Священнослужителя подчиняются этим правилам и соблюдают установленный порядок в храме.

Молитва келейнаяКелейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома

В догматах православной веры прописаны два главных типа молитв: общественная (разделяемая с кем-то) и келейная (в одиночестве). Отцы Церкви внесли это в догматы не просто так, они опирались на Священное Евангелие и с самого основания Православной Русской Церкви совершаются именно эти прошения.

Так называемые, келейные мольбы — это индивидуальные прошения, которые совершаются в одиночку за пределами храма и часовен, т.е. домашние моления или монастырские. Очень часто именно так молятся иноки в монастырях за себя или по просьбе паломников и прихожан.

Именно из монастырей пошло название таких прошений из-за того, что совершаются в кельях. Это весьма интимный вид прошений, поскольку человек выходит на диалог с Богом без посредников и участников, с возможностью говорить обо всем искренне и честно.

Более того, по смыслу и содержанию такие диалоги также отличаются, ведь в храме по большей части просится за нечто общественное, церковное, а дома — о личном, о том, что нельзя или не хочется особенно афишировать на публике, пусть даже и церковной.

Особенно часто индивидуальные прошения совершают с просьбой о прощении личных грехов, или помиловании близких и родных. Главной особенностью таких прошений является тот факт, что во время чтения можно поминать даже тех людей, которых не поминают в храме, т.е. самоубийц или некрещеных усопших.

Молитва келейнаяДля келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила

Именно к келейным прошениям относится и утреннее, и вечернее правило — домашние ежедневные мольбы, которые должны совершаться каждым воцерковленный православным христианином. К ним же относят и Правило к Причащению (Последование) и прочие каноны и акафисты, которые читаются за пределами храма.

Тем не менее, читаются индивидуальные молебны по уже составленным ранее текстам, одним из самых популярных и распространенных является сборник Иоанна Крестьянкина, который был архимандритом РПЦ и насельником Псково-Печерского монастыря.

Еще о православных старцах:

  • Старец Иосиф Исихаст
  • Старец Фаддей Витовницкий
  • Старец Серафим Тяпочкин

Виды келейных молитв

Для совершения личных молебнов христианин должен приобрести сборник их или специальную книжку с текстами. Можно Господу молиться и своими словами, но их иногда просто не хватает, особенно если человек пришел в храм совсем недавно и его сердце еще не может полноценно открыться Творцу.

Для этого и рекомендуют использовать дополнительную литературу. Также прошения совершаются по разным причинам — люди просят о покаянии, исцелении, помиловании близкого или усопшего, а многие христиане не знают как правильно просить в какой-то определенной ситуации.

Поэтому заранее составленные келейные мольбы разных видов могут существенно помочь. Существует несколько видов записанных келейных молитв:

  • «Келейная книжица» авторства Иоанна Крестьянкина. Это сборник молитв, которые христианин или монах может читать в разные периоды жизни. Архимандрит составлял ее на протяжении 25 лет своего монашества и использовал записанные прошение для ежедневного чтения в келии.Молитва келейнаяКелейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина

Издали ее в Псковско-Печерском монастыре, там, где служил автор, и сегодня является самым популярным сборником для индивидуальных молений. Кроме изложенных текстов прошений в книге составлен и график чтения, что очень облегчает процесс для только пришедшего к Богу человека или монаха, который только что принял постриг.

  • «О самоубийцах», составленная Оптинскими старцами. Читается как поминовение людей, которые добровольно расстались с жизнью, для спасения их души и облегчения мук. Разрешается читать родственникам усопших и служителям приходов.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

  • «За самовольне живот свой скончавших», выпускается в форме канона и содержит: историю создания прошения, объяснения что есть самоубийство, как именно надо просить за самоубийц, канон из девяти песен.

Стоит помнить, что прежде всего Бог желает искренности от своих детей, поэтому неважно какой именно вид молитвы читается или была ли она благословлена духовником — важно говорить слова от самого сердца, искренне и честно.

Правила чтения

Чтение индивидуальных самостоятельных молитв не освобождает человека от посещения Божественных Литургий и участий в литургиях, но, напротив, дает ему больше свободы в познании Бога и помогает на богослужениях быть более открытым, к Слову, и пению. Такие мольбы не столь строги как церковные и позволяют человеку молиться за покойных родственников, совершать поклоны в то время как в Церкви все действия строго подчинены особому порядку и укладу.

Важно! Православный христианин должен чередовать и иметь в жизни оба вида молитв: и келейные в моменты особой духовной нужды и по желанию сердца, а также и храмовые, чтобы быть частью Тела Христова и Святой Церкви.

Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие.

В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском.

Молитва келейнаяВ домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии и прощении грехов

Келейная молитва совершается согласно ряду правил:

  1. Человек читает ее в тишине, наедине без свидетелей.
  2. Просят о помиловании души своей или кого-то из близких, о здоровье, благополучии.
  3. Обычно начинают с раскаяния в грехах и покаяния.
  4. Они читаются утром и вечером по будням, и в воскресный день после посещения храма и окончания всех обязательных служб в течение дня.

Церковь только поощряет совершение таких прошений, рекомендуется даже заранее поговорить с духовником и получить его благословение, если причиной для келейной мольбы стала какая-то особенная нужда (просьба о покаянии близкого, исцелении и пр.).

На заметку! В монастырях монахи получают индивидуально и келейное правило — определенное количество молитв, поклонов и псалмов.

Каждый монах получает сообразно своим силам, так некоторым назначается минимальное количество из-за немощи тела или духа, поскольку чрезмерное напряжение может отвратить от подобной практики совсем.

Духовный рост христианина, изменения его сердца зависят от его стремления познать Бога и приблизиться к Нему.

Поэтому очень важно не просто посещать богослужения и причащаться в храме, но каждый день стремится познать Бога, совершая моления в закрытой комнате, обращаясь к Всевышнему и изливая Ему свои мысли.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин очень хорошо это понимал, поэтому и создал свой сборник молитв — чтобы люди могли найти правильные слова в этот момент, чтобы могли изложить свои мысли Господу. Приобрести его стоит каждому, кто желает искренне общаться с Богом.

Может ли сойти Святой Дух на человека при келейной молитве?

Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/kelejnaya-molitva.html

Келейная молитва

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

Молитва келейнаяКелейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI вековневно

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в  церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Келейная Общественная
Где молятся Дома В церкви
Что говорит Евангелие «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20) «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6)
Молитвы, которые читают «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже» «Ангеле Христов»,  от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»
На каком языке молятся На родном (перевод с церковнославянского) На церковнославянском языке

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.

Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.

Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Утренние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Богородице Дево».
  5. «От сна восстав».
  6. «Помилуй мя, Боже».
  7. «Верую».
  8. «Боже, очисти».
  9. «К Тебе, Владыко».
  10. «Святый Ангеле».
  11. «Пресвятая Владычице».
  12. Призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.

Вечерние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Помилуй нас, Господи».
  5. «Боже вечный».
  6. «Благаго Царя».
  7. «Ангеле Христов».
  8. От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое  называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.

Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Молитва келейнаяТекст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных

  • Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.
  • Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.
  • Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.

Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Молитва келейнаяИкона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто –  в честь  Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Молиться за других людей — участвовать в их судьбе

Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

«Молиться за других — кровь проливать».

А Антоний Сурожский добавляет:

  1. “И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.
  2. Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.
  3. И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…»
Читайте также:  Разрешительные молитвы

Молиться за людей — значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей — проявление христианской любви.

Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие — что только по молитвослову

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»

Молитвы для домашнего моления

О самоубийцах:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.

Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет  воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Источник: https://hranitel.club/156-kelejnaya-molitva

Молитва и келейное правило

Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния. По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей.

07.12.2017 Трудами братии монастыря  6 877

Молитва келейная

Главное делание монаха — это молитва: «Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы». Основой процветания монашеской жизни являлось развитие в монастырях аскетической практики внутреннего молитвенного делания, возрождению которой игумены обителей должны уделять особое внимание.

Молитва келейная Молитва соединяет с Богом, выражает благодарность и покаянное чувство, открывает возможность испросить у Господа все благое и спасительное, полагает начало каждому делу и освящает его. Через постоянное молитвенное обращение к Богу сохраняется непрестанное памятование о Нем и благоговейное пребывание перед Его очами во всякое время.

Келейное правило

По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом».

Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.

Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители.

Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность» и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.

Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений.

При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью.

Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.

О молитве иисусовой

Особое место в молитвенном общении с Богом занимает Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния.

По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей.

Являясь важной частью келейного монашеского правила для всех насельников обители, она должна быть совершаема и вне чтения правила, во всякое время и на всяком месте.

  • ПОЛОЖЕНИЕ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ
  • ***
  • «СИДИ В КЕЛЬЕ ТВОЕЙ, И ТА ВСЕМУ ТЕБЯ НАУЧИТ» Старческое наставление игумена Назария Валаамского: «О пребывании в келии и о исхождении» «Береги себя прилежно и в следующем: не выходи безвременно из келии твоей, кроме необходимой нужды, например, чтобы послушать, любви ради, ближнего, или чтобы немощному послужить, или если от Настоятеля куда послан будешь и скорее в келию свою возвращайся с покойным духом».

Источник: https://valaam.ru/publishing/40236/

«Подводные камни» келейных молитв

Молитва келейнаяНе ищи высших даров Божиих, пока молишься Богу о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет для него уготовано место нескверное и чистое. Преподобный Исаия (370).

Никто из не наученных тайнам или из требующих млека, услышав высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка.

Покусившихся на нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище бесстрастия в несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как находящимися в умопомешательстве.

Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте. Святитель Каллист, патриарх Константинопольский (705).

Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные.

Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние.

Наслаждение в молитве исключительный удел святых избранников Божиих, обновленных Святым Духом. Кто, увлекаемый порывами крови, увлекаемый тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себе наслаждения, тот находится в горестном самообольщении. К такому сочинению очень способна душа, омраченная жительством по плоти, душа, обманутая и обманываемая своей гордостью.

Другие, занимаясь Иисусовой молитвой, хотят немедленно ощутить ее духовное действие, хотят наслаждаться ею, не поняв, что наслаждению, которое подает один Бог, должно предшествовать истинное покаяние.

Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое благодать, которое, повторяю, подает един Бог в известное Ему время.

Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их.

Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, то есть ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные духовные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти через пустыню.

Идя по этой пустыне, надо знать, что она пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы.

На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодарное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.

Неосторожные, особливо упорные, водимые самомнением и самочинием искатели высокого молитвенного состояния всегда бывают запечатлены печатью отвержения, по определению духовного закона. Снятие этой печати очень затруднительно по большей части невозможно.

Какая тому причина? Вот она: гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, в общение с демонами и в порабощение им, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения им.

Брат! Неполезно тебе преждевременное получение сердечной, благодатной молитвы! Неполезно тебе преждевременное ощущение духовной сладости! Получив их преждевременно, не приобретя предварительных сведений, с каким благоговением и с какой осторожностью должно хранить дар благодати Божией, ты можешь употребить этот дар во зло, во вред и погибель души твоей. Притом собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, умную и сердечную молитву невозможно: потому что соединить ум с сердцем и душой, разъединенные в нас падением, принадлежит единому Богу.

Будь бескорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати: это состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от Истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело.

  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
  • Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей.
  • Преподобный Иоанн Лествичник (649).
  • Во время молитвы не полезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться…
  • Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка-то неоструганная… Ну что ж, и за это, т. е. за деревяшку, спаси, Господи. Значит, надо так было.

Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние окамененного нечувствия смиряет ее.

И вообще мы не можем требовать от Бога молитвенных восторгов от нас требуется молитвенный труд, а радости посылаются от Бога, когда это Богу угодно и нам на пользу.

Читайте также:  Молитва на успешную торговлю богородице, о помощи в торговле

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

…Если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.

…Других бес иначе донимает. Молясь и видя в себе некий духовный прогресс, они начинают кичиться им и всех прочих считать низшими и недостойными, а себя видеть избранным сосудом Божиим. Такие молитвенники обычно всех осуждают, легко раздражаются при укорении, всегда в какой-то смуте.

Хотя и говорится у апостола Павла, что взывающий ко Господу Иисусу Христу о спасении и исповедующий Его Сыном Божиим спасен будет (см. Рим. 10, 13), но Сам Спаситель нас поучает, что не всякий взывающий Господи, Господи, будет услышан, только тот, кто исполняет волю Отца Небесного (ср.: Мф. 7, 21).

А эти люди, хотя и взывают, сердце их отстоит далеко от Господа.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/podvodnye-kamni-kelejnyx-molitv/

Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»?

Я только недавно пришла в Церковь, пока еще мало знаю о духовной жизни. Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»? Для чего они нужны? Объясните, пожалуйста.

Инна Сердюк

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Молитва – одна из важнейших духовных практик. Евангелие говорит нам о молитве общественной: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.

18:20),  и частной, домашней, келейной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Эти две молитвы идут параллельно, и одна может усиливать другую.

Если человек усердно молится дома, то это усердие проявляется и в храме. Вдохновленный же от молитвословий в храме человек может принести этот огонь в свою домашнюю молитву.

Поговорим о келейной, домашней молитве. Здесь очень важно понимать, перед Кем я нахожусь, Кому молюсь, Кого призываю. Так как мы видели из приведенного выше евангельского текста, молитва домашняя – это личное предстояние пред Богом, где кроме вас и Бога никого нет.

Для чего вообще нужна эта тайная встреча?

Когда никто тебя не видит, есть возможность проявить свою искренность, быть честным и испытать себя. Можно сказать все, что думаешь – плакать, кричать и при этом не бояться показаться смешным. Ведь есть такие слова, которые никому, кроме Бога, не скажешь.

«Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс 93:9) Бог все знает, видит и слышит. Поэтому духовную жизнь нельзя скрыть, она или есть, или ее нет. Молитва не должна быть актерством или чем-то мнимым. Молитва – это взаимное проникновение нашего желания познать Господа, приблизиться к Богу – и Божьего откровения о Себе.

Как регулярные тренировки делают из музыканта виртуоза, так и постоянное упражнение в молитве меняет и преображает жизнь христианина. Заменить эту духовную практику невозможно ничем.

Святые отцы напрямую связывали жизнь человека с его молитвой, они говорили так: «Как человек молится, так и живет, а как живет, так и молится». Привычка молиться дает не только жизнь духу, но и налаживает внешнюю, мирскую жизнь.

С утра человек просит благословить новый день, дать всякое устройство в делах, а вечером благодарит Бога, и успокаивается в молитве от дневной суеты.

Для помощи новоначальным и укрепления их молитвенной практики Церковь установила vолитвенное правило.

Молитвенное правило – это минимальный набор необходимых ежедневных утренних и вечерних молитв. Это молитвы угодников Божьих, которые были близки к Богу, и передают нам свой духовный опыт через молитвы, ими составленные.

Конечно, к утренним и вечерним молитвам можно присоединять чтение Евангелия, Псалтыри и добавлять свои личные, сокровенные желания и просьбы.

Важно помнить, что нужно заключать ум в слова молитвы, или по-другому, читать внимательно с благоговением. Потому что любое, даже хорошее дело можно испортить. Можно читать молитву на автоматизме, не вникая в суть прочитанного. Представлять молитву как закон, не как мое желание сказать что-то Богу, а вычитывание ради «галочки».

Святые отцы говорят довольно много о качестве молитвы.

«Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца и оставило на душе глубокое и сильное впечатление» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Молитвенное правило домашнее… не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе. Одно нужно иметь во внимании – чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души…

Не грешите против себя, позволяя себе рассеивать доброе впечатление от молитв механическим дочитыванием положенных молитв… Всякий может определять по своим обстоятельствам – увеличивать, умалять, передвигать время и место…

все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует» (свт. Феофан Затворник).

Итак, молитва домашняя, келейная, есть незаменимая духовная практика, в которую входят утренние и вечерние молитвы.

Правило может меняться согласно духовному состоянию христианина, но главное, чтобы оно не потеряло своей глубины, чтобы из поля зрения не вышел сам Бог, к Которому обращены наши молитвы.

Только бы наша молитва не стала религиозной отметкой духовной жизни, но была как огонь, пусть и небольшой, –  но который рассеивает тьму и показывает направление движения нашей жизни в Боге.

Источник: https://spzh.news/ru/vopros-svyashhenniku/60724-chto-takoje-kelejnaja-molitva-i-molitvennoje-pravilo

Келейное правило

Начало правилу келейному

Подобает ведати, како начати правило свое в келии. Став убо на обычном
своем месте, сотвори со смирением сердца и сокрушенным помыслом
поклоны до земли, глаголя сице:

  1. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
  2. Создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон).
  3. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
  4. Боже, милости буди мне, грешному (поклон).
  5. Боже, прости беззакония моя и согрешения (поклон).
  6. Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  7. Непобедимая и божественная сила, честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя, грешнаго, уповающаго на тя (поклон).
  8. Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешнем, ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  9. Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  10. Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  11. Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  12. Господи, или словом, или делом, или помышлением, согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя милости Твоея ради (поклон).

Посем, молитва святаго Макария, 1-я

Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже благо сотворих пред
Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да
неосужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое
святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком.
Аминь.

Молитва 2-я, святаго Исаака Сириянина

Господи Исусе Христе Боже мой, посещаяи тварь Свою, Тебе явлены
страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам,
Владыко, покрый мя от злобы его, занеже сила его крепка и естество мое
страстно, и сила немощна.

Ты убо Благии, ведыи немощь мою, иже нося неудобьство безсилия моего, сохрани мя от помысла смущена, и потопа
страстей, и достойна мя сотвори, сея службы святыя, да не како в
страстех моих растлю сладость ея, и обрящуся безстуден пред Тобою и
дерзостив.

Но милостию Си помилуй мя, яко благословен еси во веки.
Аминь.

Молитва 3-я, святаго Стефана Фивейскаго

Владыко Господи Исусе Христе, Боже мой, Ты Помощник ми буди, в
руку Твоею аз, да не оставиши мене согрешати, яко прельщен есмь, да не
оставиши мене последовати хотению моему лукавому, да не оставиши
мене погибнути во гресех моих, ущедри создание Свое, не отверзи
мене от лица Твоего грех ради моих, яко к Тебе прибегох, исцели
душу мою, яко согреших Ти, пред Тобою суть вси оскорбляющие
мя, и ищущие дущу мою изъяти ю, и несть ми прибежища иного,
токмо к Тебе Господи, Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко Ты
еси Господи, сильныи во всяческих. Яко Твое есть Царство и сила и
слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком.
Аминь.

Молитва 4-я, святаго Иоанна Златоустаго

Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя, понеже бо аз яко кал
любовещныи, греховную скверну желаю, но Ты яко Благ и Всесилен,
можеши ми возбранити.

Аще бо праведнаго помилуеши, ничтоже велие, ащи
чистаго спасеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея.

Но на мне
паче Владыко, окаяннем и грешнем и сквернем удиви милость Свою, покажи
благоутробие Свое, Тебе бо оставлен есмь нищии, обнищав всеми благими
делы. Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко благословен еси во веки.
Аминь.

Молитва 5-я

Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити
от Твоея воли.

И не отверзи убогия молитвы моея от Твоего лица, но
услыши Господи, глас молитвы моея, егда молюся Тебе во дни и в нощи, и
приими яко избранно кадило, и не возбрани грехов моих ради благости
Твоея, но спаси мя имене Твоего ради святаго. Твое бо есть единаго, еже
миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому
Духу, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

  • Таже, помолився, и предочистив себя, целуй крест свой, иже носиши на
    персех своих, и знаменаяся им, глаголи:
  • Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя,
    силою Креста живоноснаго Ти.
  • Посем:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради. (трижды).

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии,
помилуй нас. Аминь. Таже:

Царю Небесныи…

Трисвятое. По Отче наш…

Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.

  1. Приидите поклонимся… трижды.
  2. Псалом 50: Помилуй мя, Боже…
  3. Символ Веры: Верую во единаго Бога…
  4. Таже, или каноны глаголи, или молитвы Исусовы, или поклоны.
  5. По завершении канонов глаголи:
Читайте также:  Есть ли в буддизме любовь

Достойно есть… Трисвятое. По Отче наш… тропари канонов. Господи,
помилуй, 40.

  • Таже: Честнейшую херувим…
  • Слава, и ныне, Господи, помилуй, дважды, Господи, благослови
    поклонами)
    .
  • И отпуст, по обычаю.

Неции же глаголют последи, Господи помилуй, 40. Молитвы канонов. И
исповедание.

Таже: Честнейшую… И отпуст.

Источник: https://www.molitvoslov.com/text1001.htm

Молитвы, которыми молились подвижники келейно

  • Молитвы, которыми молились
  • подвижники келейно
  • Молитва святителю Николаю

Святитель Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не промолчи, вопия ко Владыце всех, Ему же предстоиши со всеми святыми.

Молитва преподобного Силуана Афонского

Господи Милостивый, Духом Свя­тым научи нас смирению Твоему. Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а судить строго.

Молитва на благословение пищи и пития

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молит­вами Пречистый Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (Крестить пищу и пи­тие).

  1. Молитва об избавлении от искушений
  2. преп. Симеона Нового Богослова
  3. Не попусти на меня, Владыко Гос­поди, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость пере­нести их с благодарением.
  4. Молитва за умирающего
  5. Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, заступи, спаси, помилуй и сохра­ни Боже, Твоею благодатию душу раба Твоего (имя), грехи юности и неведения его не помяни, и даруй ему кончину христианскую, непостыдну и мирну, и да не узрит душа его мрачного взора лукавых демонов, да приимут в Ангели Твои светлии и просветлии, и на Страшном Суде Тво­ем милостив ему буди, ибо Твое есть единого Господа, еже миловати и спасати нас.
  6. Молитва болящего первая
  7. Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многия грехов моих.
  8. Молитва болящего вторая
  9. Господи, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешен и немощен, помози мне терпеть и благодарить Твою благость.
  10. Молитва за заблудших

Господи! Просвети заблудших (име­на), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благосло­вен еси во веки веков. Аминь.

  • Молитва Владычице Богородице
  • Владычице, приими молитвы раб Твоих за недугующих неверием (име­на) и избави их от слепоты душев­ной, да узрят свет Веры Божествен­ной, да вси обратятся в недра Матери Церкви и избавятся всякия нужды и печали.
  • Молитва за детей
  • Владыко Господи Вседержителю, буди милостив к детям моим, приведи их к вере и спасению, сохрани их под кровом Твоим, покрый их от всякого лукавого похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзни им уши и очи сердечные, даруй уми­ление и смирение сердцам их.
  • Молитва, если кто непослушлив,
  • св. преподобного Силуана Афонского
  • Господи, вразуми раба Своего, Ты любишь его.
  • Молитва во время искушений
  • Господи, избави мя от всякого искушения.
  • Молитва при выходе из дома в путешествие
  • или на работу
  • Обращая лицо к иконам.
  • Господи, направи ко благу путь мой.
  • Молитва при прохождении мимо церкви, часовни,
  • икон и Св. Креста на пути
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя грешного.
  • Молитва против помыслов тщеславия и гордости
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя грешного.
  • Молитва прежде, чем выйти из дома

«Богородице»… и «Достойно есть»

  1. Молитва за клеветников и обидчиков
  2. Господи, помилуй их, не ведают бо, что творят.
  3. Молитва за гонителей и презрителей веры

Господи! Обрати к Тебе и сердца врагов наших, и, если не возможно уже ожесточенным обратиться, то по­ложи преграду зла их и защити от них избранных Твоих.

  • Молитва, когда согрешишь или ошибешься
  • Оскорбил Тебя, Спасителя моего, прости меня.
  • Молитва об отпущении грехов юности

Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, ради благости Твоея, Господи.

Молитва к Божией Матери от преждевременной смерти

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Дево Богородице! Приими недостой­ную молитву нашу, и сохрани нас от наглыя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние.

  1. Молитва Господу об избавлении от внезапной смерти
  2. Помышляю день судный и сокры­тый от меня час моего исхождения из тела, плачу о содеянных мною грехах и, взирая на ожидающую меня землю, как из предверия гроба моего, вопию: Ты, Всеблагий Господи Иисусе, в час исхода моего из жизни сей и в последующие за оным часы, о, Иису­се, Сыне Божий, живых и мертвых упование, Иисусе Сладчайший не остави меня, но помилуй меня.
  3. (Полез­но произносить на каждом часе).
  4. Молитва о примирении находящихся в ссоре людей

Благодарим Тя, Владыко человеколюбче. Царя веков и Подателю бла­гих, разрушившего вражды средосте­ния, и мир подавшего роду человече­скому, даровавшего и ныне мир рабом Твоим (имярек).

Вкорени в них страх Твой, и друг к другу любовь утверди.

Угаси всякую распрю, отьими вся разногласия, соблазны, яко ты еси Мир наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва за злобного

Господи, благосотвори раба Твоего (имярек) благодатию Твоею.

Источник: http://mihail-arhangel-hram.ru/index.php/molitvy/82-molitvy-kotorymi-molilis-podvizhniki-kelejno

Об Иисусовой молитве. Некоторые келейные молитвы подвижников благочестия

Иисусова молитва после молитвы «Отче наш» выше всех молитв, ею прямо и просто говорить ко Господу:—-1 Жизнеописания достопамятных людей земли русской Х—ХХ вв. // Клуб любителей истории Отечества. М. : Московский рабочий, 2002.2 Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М. : Самшит-издат, 2006.

«Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (святитель Симеон Солунский)1. Молитва Иисусова исполняется стоя, при изнеможении же сил — сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произношении ее и сокрушение духа (святитель Игнатий (Брянганинов))2.

Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух, себе одному (святитель Игнатий (Брянганинов))3. Окончив моление молитвой Иисусовой, т. е. положенное число молитв, не вдавайся в разные размышления и мечтания, всегда пустые, обольстительные, но по направлению, полученному в молитвенном подвиге, проведи время до сна.

Приучи себя так, чтобы, проснувшись от сна, первой твоей мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова (святитель Игнатий (Брянганинов))4.

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина сердца (святитель Игнатий (Брянганинов))5. Будет и подозрение к советующему (наставнику) и неблаговоление к самому делу молитвы, хула на нее, из——1 Прот.

Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М. , 1999.2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М. , 2008.3 Там же.4 Там же.5 Там же. неможение, желание бросить именно потому, что мудрено, опасно! Не слушай! Держи свое дело… Враг паче всего сеет хулу на сию молитву Иисусову.

Ибо тогда огонь палит его и отгоняет, ему приступа нет к тому миру, в сердце которого внедрена молитва Иисусова. Сладчайшее имя Господа, непрестанно звучащее и глаголющееся в сердце, даже без твоего ведома будет бить врага (протоиерей Валентин Свенцицкий)1. Желающие приучиться к молитве Иисусовой первоначально приучаются, по преданию отцов, соединяя ее с поклонами.

Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Вот тебе, , завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся напрасно объяснить себе, что значит место сердечное, удовлетворительно объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время (святитель Игнатий (Брянганинов)).

Желающий посредством внимания достигнуть внутренней (Иисусовой) молитвы должен держаться сколько возможно уединения, избегать бесед с людьми, молитву творить непоспешно и понемногу, не вдруг, а с некоторой расстановкой, углублять ум в молитвенные слова таким образом, как бывает при внимательном чтении книги: по возможности отгонять помыслы и всемерно внимать Иисусу, Которого призывает, и Его умилостивлению, которого просит; иногда, сотворивши одну молитву, побезмолвствовать немного, как бы ожидая ответа Божия.—-1 Прот. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М. , 1999. Совершенно верую и чистосердечно возвещаю, что это делание душевнополезно, но требует совершенного безмолвия. И те люди лишаются этого делания, которые вдаются в какое-либо хлопотливое занятие.

Некоторые келейные молитвы подвижников благочестия

Три утренние молитвы, как встанешь с постели: Господи, благослови мне день сей прейти без греха и во вся дни живота моего не остави мене, да не погибну аз, окаянный. Пресвятая Владычице моя Богородице, не остави мене от заступления Своего, да в день сей и во вся дни живота моего аз, окаянный, не погибну. Ангеле Божий, хранителю мой святый, сохрани мя в день сей без греха, и во вся дни живота моего от всякого злоключения, да за беззакония моя, аз, окаянный, не погибну.

Молитва за обидящих нас: Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне. Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды.

Ничего злого не сотвори с ними за недостойного раба Своего, но — по неизреченному милосердию Твоему, по безмерной благости Твоей — ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешного.

Освяти их милостию Твоей и осени благодатью Твоей, Всеблагий, потому что перед всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Молитва болящего: Владыко Господи, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре (преподобный Иоанн Пророк).

Молитва за врага: Господи, пожалей раба Твоего (имя) и обрати его на покаяние (преподобный Силуан Афонский).

Молитва матери за сына: Господи, Ты един вся веси, вся можеши и всем хощешь спастися и в разум истины приити. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходить по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй (преподобный Амвросий Оптинский).

Молитва на принятие просфоры и святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый (просфора, артос и др.) и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь. Когда ты непокойна (немирна) на Н., то клади поклоны от трех до девяти раз с молитвой: «Господи, якоже веси, помози рабе Твоей Н. и ее молитвами меня, окаянную, помилуй». Молитесь святому Ангелу Хранителю так: «Святый Ангеле Господень, Хранителю мой, спаси и сохрани душу мою от сетей вражиих». Господи, да идет всякая милостыня моя в пользу, а не во вред (святой Иоанн Кронштадтский)1. Господи! Отврати очи мои от людей, которые расслабляют мое сердце, чтобы не делать добра. (святой Иоанн Кронштадтский)2.

Источник: http://kosmodamian.ru/Ob-Iisusovoj-molitve.htm

Ссылка на основную публикацию