Основатель буддизма и основные идеи

Основатель буддизма и основные идеи

Буддизм — это не столько религия в знакомом виде, а больше учение, которое можно назвать религиозно-философским.

Появившись в Индии в VI веке до н. э., оно широко распространилось по многим, в основном по восточным, странам мира.

Оглавление:

  • Кратко о религии буддизм
  • Учение Будды и его философия
  • Буддисты и их образ жизни
  • Основатель религии
  • Священная книга
  • Об основных идеях вероучения
  • Направления древнейшей из мировых религий
  • Распространение
  • Как принять буддизм

Кратко о религии буддизм

В основе философского учения лежит направление верующего на поиск истины. Оно помогает человеку осознать и увидеть вещи таковыми, каковы они в реальности.

Основатель буддизма и основные идеи

Символ буддизма — Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары)

Buddhism не содержит понятия о богах. В отличие от других религий, в учении нет связи между человеком и Абсолютом. Есть цель вырастить бога внутри себя.

Популярна в буддизме тема перевоплощения души. Согласно теории реинкранации, проживание новых жизней – это приобретение новых испытаний и страданий, потребностей и желаний.

Перевоплощение в буддизме называют «колесом Сансары», при движении которого души рождаются в других новых телах.

Учение Будды и его философия

Буддизм направлен не на поклонение богу, а на познание человеком своего внутреннего «Я». Отрекаясь от желания обладания материальными вещами, буддист достигает Нирваны.

Основатель буддизма и основные идеи

Путь к так называемому Вселенскому покою лежит через избавление от волнений и тревог. Суть учения можно назвать «оглушительной тишиной», которую стремятся получить исповедующие буддизм люди. Достигшие просветления, они могут стать успешными в жизни.

Простота учения познаётся через правильную медитацию. Величие и особенности буддизма в отсутствии попыток убедить в чём-либо или доказать какие-либо истины. Человек сам получает знания необычным для всех методом медитации, отличным от других путей навязывания информации.

Буддийская философия считает каждого частичкой бога, освобождает от чувств, которые затуманивают ум.

Основатель буддизма и основные идеи

Личность человека подавляется:

  • страхом;
  • невежеством;
  • ленью;
  • жадностью;
  • эгоизмом;
  • злостью;
  • раздражением.

Очищаясь от этих чувств, религия способствует развитию следующих качеств:

  • щедрости;
  • доброты;
  • мудрости;
  • трудолюбия;
  • сострадания;
  • благодарности.

Развитие благотворных качеств сознания через саморазвитие приводит к просветлению, к созданию яркого и сильного разума.

Буддисты и их образ жизни

Основатель буддизма и основные идеи

Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахов, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян, помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов, осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Основатель буддизма и основные идеи

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа — автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Основатель религии

Основоположником религии, по мнению учёных, был Будда Шакьямуни. Его реальное имя — Сиддхартха Гаутама, принц племени, родившийся в 563 году до нашей эры на территории, прилегающей к Гималаям.

Основатель буддизма и основные идеи

Отец дал мальчику имя, означавшее «исполняющий желания». Мудрец предрекал ребёнку стать в будущем великим философом или правителем, объединившим земли. В юношеском возрасте будущий Будда изучал ремесло воина и классическую индийскую литературу.

Прожив до 29 лет в роскоши, не знавший разочарований и нужды, царевич становится одним из отшельников, странствующих по свету.

Основатель буддизма и основные идеи

Возникновение у него желания перевоплотиться основано на встрече с похоронной процессией, общении с человеком, больным проказой и старцем. Эти судьбоносные встречи подтолкнули Гаутаму заняться поиском истин бытия, найти способы устранения человеческих бед.

Он изучал науки самопознания, вёл аскетический образ жизни, истязая своё тело. Истина открылась царевичу после 49 дней беспрерывной медитации в позе лотоса. Просветлением было для юноши понятие о том, что ум меняется, он не вечный.

Основатель буддизма и основные идеи

Став Буддой – «просветлённым, пробуждённым», пророк проповедовал учение, своё объяснение смысла жизни. Его жизненный путь продолжался около 80 лет.

После его смерти знаниями делились ученики Будды. Они проповедовали незначимость материальных ценностей и любовь, на которой основана вся жизнь.

Священная книга

Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей.

Первые записи были сделаны на листьях пальм, они составляли сборник «Типитака». «Палийский канон» – это второе название «Трёх корзин».

Основатель буддизма и основные идеи

О сборнике нельзя говорить как о «главной книге буддизма». Различные тематики освещены при помощи легенд, рассказов и проповедей, которые со временем перетерпели множество интерпретаций — видоизменений.

Сборник составляют:

  • «Виная-питака», содержащая «корзину устава», посвящённую правилам и порядкам для буддийских монахов;
  • «Суттанта-питака» — «корзина поучений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов;
  • «Абхидхамма-питака» — «корзины чистого сознания», анализа принципов учения, самой сложной для восприятия.

Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину.

Об основных идеях вероучения

  • Будда открыл истины, на которых основано его учение.
  • Если говорить о них кратко и понятно, то:
  1. Страдания человека и есть его жизнь. Всё в мире непостоянно и переходяще. И что бы не появилось, оно всегда уничтожается.

  2. Появление страданий связано с появлением желаний. Чем больше человек жаждет материального, тем больше его страдания.
  3. Избавившись от желаний, можно избавиться от страдания.

    Избавление от страстей и желания материального способствует достижению состояния Нирваны, при котором наступает блаженство.

  4. К подавлению желаний можно прийти при помощи пути спасения, избавляющего от страданий и названного восьмеричным.

Интересным фактом является то, что в буддизме, так же как и в религиях христианства и ислама, существуют свои ценности, к которым относятся:

  • сам Будда, которым может быть и основатель, и просветлённый последователь;
  • Дхарма, которую составляют основы, принципы и само учение;
  • Сангха, община тех, кто придерживается буддизма.

Направления древнейшей из мировых религий

Философские направления буддизма зародились с давних времён:

  1. Хинаяна основана на признании появления происходящего как результата действий, образа жизни и мыслей самого человека. Идеалом служит монах, имеющий возможность избавления от перевоплощений. Не признаются ни святые, ни обряды, ни рай или ад, ни иконы или культовые скульптуры.
  2. Махаяна, признающая благочестие и спасение даже для мирян, призывающая к поклонению культовым изображениям и святым, предполагающая наличие рая.
  3. Ваджраяна, опирающаяся на медитацию и принципы контроля за самосознанием.

Распространение

Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:

  1. Индия — является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
  2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
  3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
  4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
  5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
  6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
  7. Китайские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
  8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.

История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке. 

Как принять буддизм

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  1. Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  2. Усвоить основные истины учения.
  3. Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию; решимости; постижению речи, исключающей ложь и сквернословие; совершению полезных дел; пониманию жизни; приложению усилий, осознанию мысли; сосредоточению и просветлению.
  4. Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) — великое благо.
  5. Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/buddizm.html

Основатель буддизма. Кто является основателем буддизма? :

Буддизм — религия, по учению которой душа постоянно перевоплощается. Смерть одного тела — это рождение другого. Каждая новая жизнь — это новые страдания и испытания, потребности и желания.

Теория реинкарнации имеет другое название, которое звучит как «колесо Сансары». Оно крутится, и душа существа снова и снова рождается в другом образе.

Основателем буддизма является реальный исторический персонаж, который своим примером показал, как разорвать замкнутый круг.

Рождение Просветленного

Цветок лотоса — символ Будды. Он зарождается и растет на болоте, тем не менее завораживает своей чистотой и невинностью. Во все века цветок ассоциировали с сознанием человека. Каждый может жить, как на болоте, со всех сторон окружен грязью, но это не должно помешать ему прорости чистым и прекрасным лотосом.

Основатель буддизма и основные идеиИмя основателя буддизма — Сиддхартха Гаутама. Это реальная историческая фигура, которая родилась под Гималаями около 563 года до нашей эры в городе Лумбини. Тогда это была территория северной Индии, сейчас часть Непала. Будущий просветитель был сыном раджи. Отец, Шуддходана, правил полунезависимым княжеством. Бытует легенда, что перед беременностью его матери приснился странный сон. Она видела белого слона – символ большого счастья. Женщина умерла через несколько часов после появления на свет малыша. Согласно буддизму, родив Просветленного, она исполнила цель своей жизни. Ребенка воспитала тетя.

Именно отец дал имя Сиддхартха, что означало «исполнение желаний». После рождения сына царь позвал мудреца, чтобы тот поведал ему судьбу ребенка. Праведник Асита напророчил ему жизнь или успешного правителя, который объединит земли, или великого философа.

Все зависело от избранного им пути. Ко второму он мог прийти, только соприкоснувшись со всеми ужасами человеческой жизни. Но отец благословенного ребенка решил сам выбрать судьбу для сына. Он боялся, что тот откажется от наследства.

Тогда мужчина даже не догадывался, что его сын — основатель религии буддизм.

Большое предначертание

Шуддходана ограничил общение ребенка с реальным миром. Парень жил в счастье и без печали. В зависимости от времени года, принц жил в другом дворце. Он богато одевался, его постоянно развлекали прекрасные танцовщицы.

Все, кто его окружал, были молодые, здоровые и веселые. Сын богача, он получил образование в области классической индийской литературы. Гаутама происходил из касты воинов, поэтому также изучал военное ремесло.

По историческим свидетельствам, основатель буддизма был красивым юношей. В 16 лет он женился на принцессе.

Основатель буддизма и основные идеиНо сущность требовала другой жизни, и уже с ранних лет Будда часто погружался в мир грез, осмысливал тишину и иногда к нему приходили минуты просветления.

В целом Сиддхартха жил, не зная о болезни, нищете и смерти.

Четыре события направили на путь самопознания

Все изменилось, когда Будде было около тридцати лет. На прогулке со слугой он встретил пожилого и немощного человека. Это шокировало Сиддхартху, и он непрерывно расспрашивал слугу о старости. Далее судьба познакомила его с прокаженным, который был неизлечимо болен.

Также молодой человек увидел погребальную процессию. Четвертым событием, что разрушило привычный мир, стала встреча с монахом-аскетом. Но именно в нем он увидел благословенный покой и счастье. Все новое настолько поразило Сиддхартху, что им овладела глубокая печаль.

Безмятежное детство ушло навсегда.

Тогда будущий основатель буддизма решил найти выход из мира печали и страданий.

Все просьбы родных оставить тщетные поиски счастья мужчину не убедили. Гаутама оставил богатство, развлечения и семью, где родился сын, и бедняком отправился на путь просветления. В то время это была редкость, поскольку семейные ценности стояли высоко.

Путь к пробуждению

Мужчина жил нищим и почти ничего не ел. Он увлекался разными науками самопознания, но так и не нашел то, что искал. Изучение философских систем не давало ответов на его высокие вопросы. Также безрезультатными стали учения различных школ и практик.

Основатель буддизма и основные идеиДалее он искал истину через аскетизм. Морил себя голодом и истязал тело. Обращался за советами к различным гуру, поскольку боги буддизма ни для кого не были путем к истине. Есть источники, которые говорят, что его тело стало настолько худым, что позвоночник можно было увидеть через живот. Но задержка дыхания и отказ от земных благ не приблизили его к правде.

Так, через некоторое время он несколько дней пробыл в дороге. У реки Найранджаны из-за усталости не смог встать и упал в глубокий обморок.

Попытки познать истину через отречение закончилась неудачно, после чего мужчина решил больше не практиковать голод и неподвижность. Взяв у крестьянки тарелку риса, он стал изгоем для своих друзей.

Аскеты подумали, что после шести лет скитаний по лесам мужчина решил вернуться к роскошной жизни.

Открытие истины

Тогда основатель буддизма сел в позе лотоса под деревом на берегу реки. Он пообещал себе заниматься медитацией, пока перед его зрением не откроются истины.

49 дней Сиддхартха был неподвижен. И только после четырех недель практики в майскою ночь, похожую на ту, когда он появился на свет, к нему пришло просветление. Он увидел все свои предыдущие жизни, рождения и смерти других существ, понял, что ум не вечен, но со временем меняется. С того дня мужчину называли Будда, то есть Просветленный.

Основатель буддизма знал, что душа не может найти покоя, пока возникают желания. Жажда человека к власти, славе, богатству — основа перерождения. И только поборов в себе слабость к желаниям, можно покинуть мир, что наполнен болью и горем. Такая победа увенчается нирваной, состоянием абсолютного покоя.

Основатель буддизма и основные идеиДаже сегодня буддийский мир отмечает по этому поводу весак. Это праздник рождения, просветления и смерти учителя.

Призвание

Он вернулся из прекрасного мира молчания, и первое, что сделал, догнал товарищей-аскетов. Им мужчина открыл свою дорогу к нирване. Он стал духовным наставником для народов. Теперь в мире, полном разочарований, Будда делился с людьми своими знаниями.

И так еще 45 лет основатель религии буддизм ходил по восточной и северной Индии. Он и его последователи открывали всем, независимо от происхождения, тайную дорогу к миру. Его учение называлось «восьмилетний путь». Будда сломал веру в брахманов и призвал каждого искать свою собственную тропу постижения. Он разбил теорию о традициях религий.

Окончание страдания

Гаутама дожил до 80 лет. Его жизнь закончилась в бедной хижине кузнеца, где с ним были его сторонники. После смерти проповедника его дело продолжили ученики. Одним из них, спустя две тысячи лет, стал Далай-лама.

Сегодня буддизм — это не просто религия, это еще философия.

Боги буддизма как таковые отсутствуют, но есть учение Гаутамы. Поклонники считают его особенным, потому что он первый открыл нирвану, но не единственным, кто достиг просветления. Каждый, кто будет идти по правильному пути, сможет достичь успехов.

Собственный путь — инструмент, через который можно получить абсолютный покой. Это не просто отречение от желаний и материальных вещей, это не жажда ими обладать. Также Будда учил, что когда-то было что-то бесформенное, вечное и всеобъемлющее.

Но главная цель — растить что-то вроде Бога в себе.

Основатель буддизма и основные идеи

Понятие божества в буддизме

Буддизм — религия без Бога. В старых текстах буддистов есть легенды о некоторых мифологических существах, что составляли небесный пантеон. Так, например, сам Сиддхартха встречался под деревом, где его просветило, со злым божеством Мары.

Он пытался соблазнить его прекрасными танцовщицами и напугать ужасными демонами. Но, как известно, Будда выстоял и в награду получил озарение. А ни Гаутаме, ни духам, таким как Мары, люди не молились. Это божество, как и многое другое, религия почерпнула из индуизма.

Так, например, в веру перешло понятие о карме.

Основатель буддизма и основные идеиБудду нельзя назвать атеистом. Он избегал разговоров о Боге и проповедовал дхарму. Это учение Будды переводится как «путь», «закон», «истина» или «жизненная сила», в зависимости от языка.

По пути учителя

Постепенно через учеников Просветленного религия распространилась на весь Восток. Но человека, основателя течения, никогда не считали чем-то необъятным и небесным. Не уникальное живое существо, а лишь пример для подражания — вот кем был Будда.

Религия легко вошла в традиции людей, поскольку не противоречила их восприятиям о Боге. Последователи, которые проповедовали путь к истине, в сезон дождей собирались, чтобы пообщаться в кругу единомышленников. Из таких встреч впоследствии возникли монастырские общины.

Их дни состояли из медитаций, приводивших к нирване.

Основатель буддизма и основные идеиВ истории были и другие Просветленные, но все они пришли к истине через учение Будды. И сегодня миллионы людей поклоняются мудрости Сиддхархи. Его преданность идее о высшем предназначении человека вдохновляет искать свой собственный путь. Заниматься самопознанием и развиваться духовно. Этот человек отказался от всего, голодал, потерял уважение родных и не раз был на грани смерти. Но в итоге он стал бессмертным и многим помог обрести истинный смысл бытия. Сиддхарха наглядно продемонстрировал на своем примере, что материальные ценности ничего не значат, ведь на самом деле все основано на любви.

Источник: https://www.syl.ru/article/168096/new_osnovatel-buddizma-kto-yavlyaetsya-osnovatelem-buddizma

Будда — Основатель буддизма

Происхождение: Он родился в 563 г. до н.э.в Лумбини. Он был царевичем, сыном Шуддходхана, царя племени Шакья и царицы Майи или Майядеви. Имя его семьи – Гаутама, а его клана Шакья, что  дало ему еще одно имя Шакьямуни (Мудрец из Шакья).

Образование: В возрасте семи лет Принц Сиддхартха начал свое обучение в области литературы, живописи, истории и военного искусства.Основные этапы служения:Странствования.

Будучи глубоко пораженный увиденным, пережив и осознав «четыре знамения», он решился все оставить и начать  вести жизнь подвижника. Он отказался от своего богатства и комфорта, покинул свою жену и маленького сына и  стал странствующим монахом.

Вначале Сиддхартха изучал йогическую медитацию и после освоения ее техники, осознал, что она не может привести  к вершинам самореализации. Он отправился на  юг и в течении шести лет искал истину в практиках жесткого самоограничения, самоистязания и умерщвления плоти.

Но после шести лет непродуктивных аскетических упражнений, он отказался от пути аскезы. После длительного периода странствий и поста, приведших его в состоянии полного истощения, он взял из рук миловидной крестьянской девушки Суджаты молочную рисовую кашу, которая укрепила его дух.

Восстановив свои силы, он пришел к выводу, что умерщвление плоти, не является путем к освобождению от страданий.

Просветление. Однажды, сидя под деревом — смоковницей, сейчас известного как дерево Бодхи у городка Бодх Гая в Индии, он поклялся  не вставать с места, пока не найдет Истину и достигнет высшего просветления.

Большое сражение с Марой. Демон, чье имя Мара означает «разрушение», напал на Гаутаму, посылая на него ветер, дождь, горячие угли и пепел, грязь и мрак. Затем он послал своих трех прекрасных дочерей – Вожделение, Страсть и Неудовлетворенность  – соблазнить принца,  но Гаутама оставался сильным и бесстрастным. В конце концов Мара и его демоны бежали.Вдруг светло зеленная утренняя звезда сверкнула в небе и  вызвала в нем чувство совершенной ясности понимания.

После 49 дней медитации, в ночь майского полнолуния, он достиг Просветления и стал Буддой в возрасте до 35 лет. В это  же мгновение Будда понял свое предназначение: донести это откровение любви и истины до всех людей.

Основание буддизма. После своего духовного пробуждения он привлек группу последователей и основал монашеский орден.Поэтому далее известный как Будда, он посвятил свою жизнь утверждению своего учения. Последние  45 лет своей жизни, он путешествовал и проповедовал свою доктрину преподавая при этом самым разным людям, в том числе сторонникам различных религий. Его учение было открыто для всех рас, этнических групп, классов и отрицало кастовую структуру.

Основные этапы личной жизни: Он родился в Лумбини (город, расположенный в местности, находящейся в настоящее время в Непале, недалеко от границы с Индией), и вырос в маленьком царстве или княжества Капилвасту. Его имя данное при рождении было Сиддхартха.

При рождении ему было предсказано, что он станет либо великим правителем, либо учителем Вселенной. Поэтому его отец, который хотел видеть Сиддхартху в качестве своего преемника и правителя  страны, пытался оградить его от всех жизненных проблем. Он построил специальный дворец, в котором окружил его  предметами роскоши.

Принц рос в атмосфере заботы и любви, уважении и радости. В 16 лет Сиддхартха женился на Ясодхаре и она родила сына Рахула.В возрасте 29 лет он решился выйти за пределы дворца и и там он увидел: «четыре знамения: старика, больного человека, труп  и нищего монаха.

Первые  три знака открыли ему неизбежность страданий, болезней  и смерти, а в безмятежности монаха он увидел свою судьбу. Тогда он понял, что жизнь человека является не более чем страданием.Последователями Будды стали его жена Яходшара и  сын Рахула. Буддизм Махаяны признает существования множества Будд и Бодхисаттв.

Будда был красив, приятен на вид, с черными, как уголь волосами и золотисто-коричневым цветом лица. Он был хорошо сложен и имел  рост около 184 см (6 футов).В возрасте 80, Будда объявил, что вскоре он достигнет Паринирваны или окончательного бессмертного состояния и отказа от земного тела.

  Его миссия была выполнена, Будда умер после, нескольких месяцев болезни и  избежав цикла перерождения.Последними словами Будды были: «…Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!».Он был кремирован и его останки распределены между 8 группами учеников, которые поместили их в храмах в основании специально воздвигнутых ступ.

Изюминка: Согласно некоторым буддийским легендам, его годами жизни были  (8 апреля, 1029 г. до н.э.- 15 февраля 949 г. до н.э.). Согласно некоторым буддистским традициям. – (623-543 до н.э.), (ок. 560-480 до н.э.), (ок.485-405 до н.э.) (448-368 до н.э.

) Согласно легендам, рождению Сиддхартхи предшествовал сон, в котором его мать увидела белого слона входящего в ее утробу. В течение семи дней после родов царица Майя умерла. Двоюродный брат Будды, Девадатта, послал дикого слона растоптать Будду, но слон остановился перед ним, стал на колени и поклонился в ноги Будды. «Мир рождается внутри, — говорил Будда. — Не ищите его вовне».

Источник: https://geniusrevive.com/budda-osnovatel-buddizma/

Буддизм. Возникновение и основные идеи

  • ГОУ
    ВПО «Омский
    государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
    университет»
  • Факультет ИСТОРИИ,
    ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
  • Кафедра
    ПРАВОВЕДЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО И
    МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Реферат
  • Выполнила: студентка
    4 курса
  • заочной формы
    обучения
  • группы Ю — 41
  • Нармахамбетова
    Ирина Витальевна
  • План
  • Введение 4
  • Возникновение буддизма и личность его основателя 4
  • Основные идеи 5
  • Буддийская теория «я» 6
  • Срединный путь 7
  • Благородный восьмеричный путь 9
  • Карма и перерождение 11
  • Отношение к концепции Бога 12
  • Нирвана 13
  • Отношение к метафизическим вопросам 14
  • Распространение буддизма 14
  • Влияние буддизма на культуру 16
  • Заключение 18
  • Список литературы: 20
  • … благ, безмолвен
    и невозмутим,
  • прикасается к
    пространствам он,
  • как ладонями к
    щекам своим.

Р.М.Рильке. Будда Введение

Буддизм – самая
древняя универсальная мировая религия,
которая выступает общим религиозным
компонентом различных цивилизаций
Востока, от Индии до Японии.

Его философия
глубока и оригинальна, причем
интеллектуальный потенциал философии
высок даже на фоне достаточно серьезных
поисков мыслителей Упанишад. Не случайно
выдающийся русский востоковед
О.О.

Розенберг говорил, что буддизм –
«ключ к восточной душе», подчеркивая
тем самым, что без него невозможно понять
особенности культур и мышления многих
восточных народов.

Целью данного
реферата не является систематическое
изложение основ учения Будды. Имеется
достаточное количество книг, освещающих
этот вопрос. Большинство из них изданы
в последнее десятилетия, часть –
послужила источниками для написания
данного реферата (см. список литературы).
Особо хочется отметить «Индийскую
философию» С.

Радхакришнана, где основы
буддизма изложены подробно и объективно,
и сопровождаются большим количеством
цитат из буддийских священных текстов.
В книге используется образный язык,
сохраняющий дух буддизма, его жизненность.

Но «Индийскую философию» нельзя
рекомендовать как популярное изложение
учения Будды, она для достаточно
подготовленного читателя.

Ценность же данного
реферата в том, что в идеальном случае
он позволит увидеть, как преломляются
идеи буддизма в сознании данной конкретной
личности – автора реферата.

Возникновение буддизма и личность его основателя

Буддизм возник
первоначально как проявление религиозного
свободомыслия в борьбе с окостеневшей
брахманской ортодоксией и внешним
ритуализмом.

Буддизм отверг как
брахманское учение о сакральности
сословно-варновой системы, так и авторитет
священных Вед, утверждая, что любой
человек может стать святым – архатом
или буддой. Между тем, буддизм является
«только повторением философии упанишад
(заключительной части Вед)» с новым
ударением.

Безразличие к авторитету
Вед и обрядовая набожность, вера в закон
кармы, перерождение и возможность
достижения мокши или нирваны, доктрина
о непостоянстве мира и индивидуальном
– все это является общим для упанишад
и Будды.

Таким образом буддизм явился
очищением истоков религии («замутнились
источники вод»). И как оказалось Будда
не только очистил «источник», но и создал
универсальное, живое учение способное
к «самоочищению», к постоянному
обновлению.

Основателем
буддизма считается Сиддхартха Гаутама,
известный миру под именем Будды –
Просветленного.

Сын царя из племени
шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха
Гаутама родился около 567 г. до н.э. в
городе Капилавасту.

Согласно общепринятой
биографической схеме царь, чтобы не
исполнилось предсказание знаменитого
аскета Асита Девалы об аскетической
карьере единственного наследника,
окружает его роскошью и делает все,
чтобы принц не знал никаких забот. Он
хочет оградить юношу от печалей и
горестей мира.

Но Сиддхартхе все-таки
удается выбраться за пределы дворца, и
там происходят три встречи с реальностью:
с больным, стариком и похоронной
процессией. Так беззаботный царский
отпрыск узнает, что в мире есть болезнь,
старость и смерть.

По некоторым версиям,
он встречает еще и отшельника, что
наводит его на мысль о возможности найти
выход из круговорота страданий этого
мира. Потрясенный своими открытиями,
будущий Будда принимает решение искать
этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте
29 лет присоединяется к бродячим
отшельникам, с которыми проводит шесть
лет.

Попав в сообщество
аскетов, Будда быстро овладевает разными
техническими приемами йогического
самоограничения и легко входит в самые
сложные йогические состояния, но его
постоянно преследует мысль, что таким
способом он не познает истину.

После
очередной неудачной попытки достичь
просветления путем уменьшения рациона
и задержки дыхания (близок к смерти)
отшельник Гаутама приходит к окончательному
убеждению, что ему надо искать иной
путь. Он занялся размышлением и молитвами.

Сидя под деревом
бо
(индийской смоковницей) Гаутама постоянно
и неподвижно смотрел на восток, и его
ум был устремлен к одной цели: «Я не
сдвинусь с места, пока не достигну
высшего и абсолютного знания». Он провел
под деревом семь недель.

Однажды, когда
он все еще был предан глубоким размышлениям,
отдыхая под деревом, которому его
приверженцы дали имя Бодхинанды, или
трон разума, он переживает состояние
бодхи – «просветления», или «пробуждения».
Он овладел тем, чего искал.

После этого
начинается его проповедническая
деятельность.

Число учеников
Будды постепенно увеличивалось. Они
объединялись в буддийские общины –
сангхи (первая была основана самим
Буддой), которые затем развились в
буддийские монастыри.

По всем направлениям
были разосланы миссионеры для обучения
новому учению. Целый ряд брахманов
обращается в буддизм.

Многие люди стали
мирскими учениками Будды; нескольким
женщинам было разрешено создать орден
буддистских монахинь.

Когда после
миссионерской деятельности, продолжавшейся
примерно сорок лет, Будда понял, что
приближается время для него отказаться
от своего тела и достигнуть паринирваны
– окончательного освобождения, он
потратил последние часы жизни на советы
и наставления собравшимся монахам.
Последними его словами были: «Все
составные части бытия преходящи; прилежно
трудитесь ради вашего спасения».
Передают, что он умер в возрасте
восьмидесяти лет. Будда известен под
несколькими именами, в том числе Шакьямуни
– мудрец из Шакьев и Татхагата –
достигший истины.

Борхес, анализируя
легенду о Будде в своем эссе «Версии
одной легенды», делает интересное
замечание: «В конце XIX
века Оскар Уайльд предложил свою версию
[легенды]: Счастливый Принц [герой
одноименной сказки] умирает во дворце
в заточении, так и не открыв для себя
горестей этого мира, но его посмертное
изваяние внимает земным скорбям с высоты
пьедестала».

Источник: https://studfile.net/preview/4016505/

Ссылка на основную публикацию